«Обобщающее повторение по теме: «Сложноподчинённые предложения».


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
филиал «Новоберёзовская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
составил:
учитель русского языка и литературы
Коваленко Елена Геннадьевна

г.Петухово,2015г.
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 
Цели урока:    
Для учителя:
- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
        2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
     Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;
*  метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности. Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Методическое обеспечение урока:
           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
           * система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass    * раздаточный материал;
          * учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
            1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2) Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
             3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012..          
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление  (динамическая пауза)
Самостоятельная работа и самооценка.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Инструктаж домашнего задания.
Ход урока.
      Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде)
     Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний 
1. Фронтальная работа.
Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!
СЛАЙД № 1
Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.
Соб…рай по яг…дке, наб…реешь куз…вок.
Учитель: Прочитаем  пословицы.
Ученики  читают.
Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?
Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.
Учитель: Какой?
Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких, т.е. ты чего-то добьешься, если будешь трудиться, что – то делать.Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.
Ученики списывают.
2. Распределительный диктант.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?
Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
СЛАЙД № 2
Безударные гласные в корне словаПроверяемые Непроверяемые Чередующиеся
лежачий камень вода ягодке не течёт кузовок Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).
Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.
Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.
2.  Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какие слова  остались без нашего внимания?
Ученики: Собирай, наберёшь.
Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.
Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.
Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель: Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
3. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем тему урока.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
СЛАЙД № 4
ТЕМА УРОКА
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
5. Реализация построенного проекта.
      Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.
       Работаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на карточках?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Определите их вид.
Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару
По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.
СЛАЙД №5
РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ   ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.
 На доске (учитель)  и в тетрадях запись:
-ТЕР -  -ТИР- - БЕР-  - БИР- - МЕР- МИР- - ЖЕГ -  - ЖИГ-
- ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - СТЕЛ - СТИЛ-
Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!
Ученики:  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.
Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?
Определите части речи. Внимание на экран.
(часть речи появляется по мере ответов)
СЛАЙД № 5 (добавляются слова)
ИЗБИРАТЕЛИ  - существительное
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  - прилагательное
БЛЕСТЯЩЕ
Учитель: Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.
СЛАЙД №6
1. Выделяю в слове     (корень).
2. Ставлю   (знак ударения).
3. Нахожу   (безударную гласную в корне).
4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И).
5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).
6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е).
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение
6. Первичное закрепление.
1) Динамическая пауза: 2 группы  по 5 человек подходят к указанным  столам  и выбирают  карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.
      Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые:  ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ,   СОБ_РАЮТ МЁД,   ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА,  ВЫБ_РАТЬ  ПРОГРАММУ,  БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА,  СТ_РЕТЬ С ДОСКИ,  БЛ_СТЯЩЕЕ  ПЛАТЬЕ,  УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫТ_РЛА РУКИ,  РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.
    Карандашом вписывают букву, объясняют выбор.
             2) Учебник, стр. 113, упр. 648   Выборочное  комментированное письмо.
             3) Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в  диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для  справок  (слова для справок на слайде).
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
             СЛАЙД №7
         ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ              БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ
             УД_РАТЬ              ЗАБ_РАТЬСЯ             ЗАЖ_ГАТЬСЯ
             Взаимопроверка по  эталону  на слайде
                         СЛАЙД №8
         БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ,             ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ,             ЗАПИРАТЬ КЛАСС
             ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО,             ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА,             УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
             УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
                  4) Устная работа.             
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием  и объяснить правописание.
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.  2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.
 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.   4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
 5)  РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.
 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.  7)  МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
 8)  ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
           7. Самостоятельная работа – тест PRoClass (8 заданий)  – и самооценка результат усвоения нового  знания.
           На доске табличка с переводом баллов в оценку:
           8 б.    – «5»           7-6 б. – «4»           5-4 б. – «3»
           8. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
- Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы её достигли?
      2. Работа с диагностической картой.
Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение Моя отметка
? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной? +  - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте + Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме Домашнее задание (дифференцированный подход):
Упражнение 647, стр. 113,
Диктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов)