Конструкт коррекционно-развивающего занятия на тему Дифференциация «Т — Д» в устной и письменной речи


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт коррекционно – развивающего занятия
Разработчик:
студентка 3 «КП» группы
Зайкова А.И.
Методист:
Митрофанова С.В.
Камышлов, 2015
Класс: 2
Тема занятия: Дифференциация «Т - Д» в устной и письменной речи
Тип занятия: Дифференциация звуков и букв
Цель занятия: Освоение навыков дифференциации кинетически сходных букв «Т – Д» путем выработки четной, зрительно – моторной координации.
Результаты занятия:
Предметные результаты:
Понимание обучающими того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знание для решения познавательных, практических, коррекционных и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Планировать последовательность действий;
Осуществлять поиск решений;
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
Освоение способов проблем поискового характера.
Познавательные:
Использовать различные способы поиска информации;
Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных).
Коммуникативные:
Уметь вести диалог, слушать собеседника, признавать различные точки зрения;
Уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные результаты:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы на уроке;
Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;
Проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Оборудование: раздаточный материал, ИКТ, аудиозапись
ЭТАП Деятельность учителя Деятельность учащихся Технологии и методы коррекции
Организационно – мотивационный Звучит музыка для поднятия настроения (Веселая карусель – о солнышке и радости)
- Здравствуйте, ребята!
У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «(Имя), я рад (а) тебя вдеть». Я начну, а продолжит тот, кто стоит слева от меня. Готовятся к уроку.
- Здравствуйте!
Играют. Музыкотерапия, метод положительной перспективы
ИгротерапияАртикуляционная гимнастика - Сейчас мы с вами проведем гимнастику.
- 1. Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2. «Поцелуй». Чтобы выполнить это упражнение, следует вытянуть губки дудочкой, как для поцелуя и с умеренным давлением давить на них указательным пальцем. Цель упражнения – создать максимальное сопротивление нажатию пальца.  Упражнение лучше выполнять как можно дольше, до появления ощущения легкой усталости мышц.
3. Широко открывая рот нижнюю челюсть тянуть вперед. Повторить упражнение 4-6 раз.
Всем известно бегемот,
Широко откроет рот.
4. “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
5. [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода
6. Улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) . С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: "д-д-д".
7. . Улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) . С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: "т – т - т".
8. Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней —бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
Слушают учителя. Выполняют гимнастику. Актуализация личностного опыта учащихся - Послушайте стих:
«Добрый бурый бурундук Услыхал: тук-тук, тук-тук. Это долбит дятел бук - Не долби так громко, друг, - Дятлу бурундук твердит. - Голова моя болит От такого стука! Это – просто мука!».
- Какие звуки я выделила голосом?
- Правильно! Именно эти звуки мы с вами сейчас и будем изучать.
Внимательно слушают стихотворение.
- Вы выделили голосом звуки «Т – Д»
Дети по очереди читают стих, выделяя голосом звуки «Т – Д» Открытие новых знаний - Чем же отличаются звуки «Т – Д» между собой? Произнесите эти звуки и скажите чем же они похожи?
- Чем различаются эти звуки?
Дифференциация «Д – Т» в слогах
- Прослушайте и запомните ряды слогов, после чего повторите в той же последовательности:
ТА-ДА-ТА ТУ-ДУ-ТУ ТА-ДА-ТА-ДА
ДА-ТА-ДА ДУ-ТУ-ДУ ДА-ТА-ДА-ТА
- Молодцы!
Дифференциация «Д – Т» в словах
- Теперь, я буду вам произносить слова со звуками «Т – Д», а вы будете поднимать соответствующую букву.
Тарелка
Утюг
Дом
Тыква
Чай
Тетрадь
Друг
- Правильно!
Дифференциация «Д – Т» в предложении
Раздает задания на парты.
Задание
1. Солнце тускло светит.
2. Птицы улетели в дальние страны.
3. У пруда стояла старая дача.
4. Ученики писали трудный диктант.
5. Часто идут холодные дожди.
6. Дни стали короткие.
7. Холодный душ полезен.
- У каждого на парте лежит задание с предложениями. Вам нужно выписать из предложений словосочетания с буквами Д – Т. Подчеркнуть буквы. Д – черной ручкой, Т – зеленой.
- Ребята, вы выполнили задания?
- Прочтите выписанные словосочетания.
- У вас очень хорошо получается, молодцы! Произносят звуки «Т – Д».
- Звуки «Т – Д» оба согласные.
- Звуки «Т – Д» оба одинаково произносятся – язык бьёт в верхние зубы.
- Звук «Д» – согласный, звонкий, его слышно когда произносишь.
- Звук «Т» – согласный, глухой, голоса нет.
Еще раз произносят звуки, проверяя работу голосовых связок, при этом прикладывают тыльную сторону ладони к горлу или прикладывают ладони к ушам.
Слушают и повторяют.
Вслушиваются в слова учителя и поднимают соответствующие буквы.
Т
Т
Д
Т
-
Т, Д
Д
Смотрят задания.
Выписывают из предложений словосочетания с буквами Д – Т. Подчеркивают буквы.
- Да.
- 1. Тускло светит.
- 2. Птицы улетели.
- 3. Старая дача.
- 4. Трудный диктант.
- 5. Холодные дожди.
- 6. Дни короткие.
- 7. Холодный душ. Принцип единства, диагностики и коррекции.
Релаксация - Я смотрю, вы очень устали? Давайте встанем все дружненько и разомнемся.
- Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
- Молодцы! Садитесь на места! Встают из - за парт. Слушаю учителя повторяют движения.
Садятся на свое место и продолжают работать.
Самостоятельная работа Раздаёт самостоятельную работу.
Проверяет работу. Выставляет оценки. Выполняют самостоятельную работу.
Самостоятельная работа
Разгадайте ребус.

__________ _________________
Закончите слова, добавив слог да или та
коф__ горо__
во__ лопа__
приро__ просту__
порося__ звез__
добро__ ребя__
боро_ холо_
Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова
Боро__а, _у__очка, с__рела, свис__ок, по__руга, по__боро__ок, запла__ка.
Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:
Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери, туфли, дом.
Д Т
Вставьте пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найдите и подчеркните «лишнее» слово:
Воро__а, ве__ка, о__уванчик, пар__а.
Пого__а, моло__ок, ве__ро, о__еяло.
__ру__но, _ож__ался, __абуре_, __рак__ор.
Сдают работу на проверку. Итог занятия - Итак, подведем итог нашего сегодняшнего занятия. Вы сегодня выполняли много заданий, писали и расшифровывали слова, читали предложения и анализировали слова. Для чего вы все это делали?
- Правильно! - Мы учили различать звуки и буквы Д и Т. Рефлексия Завершая наш сегодняшний урок, пожалуйста ответьте на вопросы (презентация)
- Спасибо за ваши ответы, за урок, мне очень приятно было провести с вами время. Вы все молодцы, старательные и умные. До свидания, ребята! Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
- До свидания!