Статья.Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.


Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.
Мы связаны с природой, но не все это осознают. Чувство природы врождённое, и оно есть у каждого человека, но оно в течение жизни может не проснуться. Кто разбудит его в раннем детстве?
Это может сделать умный, чуткий, близкий человек, который находится с ребенком с его рождения. И этим человеком может стать мать, отец, бабушка и, конечно, же, воспитатели. Ребёнок многое воспринимает чувством. Он радуется всему новому, красивому, интересному. И как это ему преподнести, зависит от них. Дети любят гулять, их тянет в парк, в сад, на луг, на речку, но много ценного ускользает от их внимания. И вот тут-то мы и должны помочь им подойти поближе к природе, присмотреться к ней внимательно, выделить из окружающей обстановки главное, существенное.
 В. Бианки:
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
Большую помощь при ознакомлении с природными явлениями мы получаем из произведений народного творчества. Это неиссякаемый источник, который помогает донести до ребенка всю красоту и глубину родного края.
Песенки, потешки, пословицы и поговорки, загадки формируют у детей
глубокий познавательный интерес, понимание явлений природы. А отсюда ребенок учится любить ее и бережно отношения ко всему живому, что нас окружает. Большинство потешек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.
Например, собирая детей на прогулку, замечая то или иное явление, обычно приговариваем потешку:
Солнышко-вёдрышко!
Выгляни в окошко!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!
или
Дождик-дождик, пуще,
Будет травка гуще!
Примеров можно привести очень много. Дети очень отзывчивы, и чем раньше приобщать их к природе, тем быстрее они «приблизятся» к ней. И природа уже не будет для них чужой. Но только ежедневная работа по ознакомлению детей с природой, наблюдение за жизнью растений и животных, развитие и укрепление интереса ко всему живому, поможет нам приобщить ребенка к природе. А когда ребенок будет к природе неравнодушен, надо научить его охранять ее.
В течение жизни ребенка всегда должно присутствовать художественное слово, которое проникнет в его сердце и навсегда останется там. Умелые разговоры взрослых с детьми – еще одно из верных средств воспитания любви и бережного отношения к природе.