Мастер-класс для учителей начальных классов на тему Развитие критического мышления через чтение и письмо


МАСТЕР-КЛАСС
на тему: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Хочу поприветствовать всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления»,
Тех, кто не слышал об этой технологии,
Тех, кто хотел бы узнать о программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,
- Сегодня на мастер-классе я расскажу о приёмах этой технологии, и с помощью некоторых из них мы все вместе постараемся ответить на вопрос: «А что же такое критическое мышление (КМ)»?
- Позволю несколько определений, которые разбудят ваше представление о технологии, о которой пойдёт сегодня речь.
Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И. ОжеговКритическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
- И, наверное, будем считать достигнутой целью мастер-класса, если наряду с ответами, у вас возникнут новые вопросы.
- Для разминки давайте обсудим одно утверждение из книги «Развитие критического мышления на уроке» и я вас попрошу просигналить поднятой рукой, если вы будете согласны с данными утверждениями.
1. На уроке нужно оценивать ученика.
2. Ученик не должен делать ошибок.
3. Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.
4. Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.
5. На вопрос, поставленный преподавателем всегда должен быть ответ.
-Я вижу, присутствуют профессионалы своего дела. Никто не согласился с утверждениями. И теория развития критического мышления (КМ) также подтверждает эти стереотипы.
- Итак, постараемся систематизировать наши имеющиеся знания и ответить на вопрос, что же такое критическое мышление (КМ)?
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)
- Итак, сейчас у нас подошла работа к стадии вызова – эта стадия присутствует и на уроках по данной технологии. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать учащихся на изучение материала.
- Далее, интересно утвердится в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление (КМ) и мы плавно переходим к стадии осмысления.
- Я предлагаю прочитать вам текст, но не просто так. Во время чтения я вам предлагаю систему маркировки, включая следующие значки.
V - если это уже знали;
+ - если информация новая;
- - если думали иначе и не согласны;
? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.
- Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально, как пожелаете.
- Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Этот приём называется ИНСЕРТ – приём маркировки текста, т.е. чтение текста с пометками.
(Выполняется работа – чтение текста с пометками)
Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое.
Следующим этапом может стать заполнение таблицы – инсерт, когда ученики вписывают утверждения в определённые графы, соответствующие значкам.
V + — ?
я это знал(а) новое для меня думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. А данный приём позволяет зрительно увидеть путь от старых знаний к новым знаниям.
После чтения текста
Итак, вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.
- Что стало новым, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?
- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?
- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось новое ещё узнать?
- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.
- А теперь, предлагаю вернуться к записи на доске и критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале, когда вы услышали словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
- Что-то добавим?
- А может быть, что- то и уберём?
- Если сейчас данные понятия обведём в круг и соединим с другими, то получится несложный по структуре кластер.
Это ещё один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания.
- И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии.
- Предлагаю вам творческое, и достаточно интересное задание – составить синквейн – стихотворение из 5 строк.
Цели проведения синквейна
Приведу пример детского синквейна вы видели на уроке, и видите сейчас на слайде.
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Мастер-класс»
Проверка снквейнов, составленных учителями
- А вот, то что получилось у меня.
1 строка – Мастер-класс
2строка – Востребованный, познавательный
3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы
4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят
5 строка – Мастерство
- По этому же алгоритму попробуйте составить синквейн на тему – критическое мышление.
(Проверка написания синквейна про критическое мышление)
1 строка- Критическое мышление
2 строка- Нестандартное, творческое
3 строка – Развивает, способствует вырабатывать общеучебные умения, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения.
4 строка – учитель должен быть теми рельсами, по которым едут вагоны.
5 строка – Технология
- Итак, мы коротко прошли по этапам (фазам)урока – это фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии.
- Попытались смоделировать урок, на котором работали с информационным текстом. На стадии вызова – использовали ключевые слова- ассоциации со словосочетанием (КМ),
На стадии осмысления – использование приёма – инсерт – чтение текста с пометками;
И на стадии рефлексии – кластер, попытались составить синквейн.
- Благодарю за участие. Надеюсь кого-то заинтересовала технологией КМ, т.к. применима на всех ступенях обучения и кроме того, рекомендована создателями.
- А теперь, уважаемые коллеги. Оцените своё самочувствие и настроение после
мастер-класса, выбрав одну из «яблонь»
- Если вас заинтересовала данная технология (зелёное яблоко).
- Если вы остались равнодушными к услышанному (жёлтое).
- Если вы не можете сейчас ответить и вам надо подумать об этом (красное).

- Спасибо за внимание!