«Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагога – психолога ДОУ со специалистами медицинских учреждений»


МДОУ «Детский сад комбинированного вида №68» г.Энгельса Саратовской области.
Районное методическое объединение.
Сообщение:
тема: «Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагога – психолога ДОУ со специалистами медицинских учреждений»
Учитель – логопед:
Сорокина И.В.
г. Энгельс
27.10.2011
Результаты диагностики и многолетний опыт работы учителей-логопедов обусловили выбор темы данной встречи. Наша цель состоит в создании и апробации модели взаимодействия логопедов, педагогов, врачей, психологов, родителей в процессе коррекционной развивающей образовательной деятельности.
Учитель -логопед

Медицинский блок
Родители

ВВВ
Психолог
РЕБЁНОК-ЛОГОПАТ

Физкультурный рук-ль
Музыкальный руководительВоспитатели

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или её нарушения у детей. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической. По ней можно судить, какие стороны речи и в какой степени развиты у ребёнка, какие звуки произносятся правильно, а какие искажаются или заменяются другими; каков объём словаря, грамматических средств языка; каковы речевая активность, способность к связному высказыванию и т.д. Между тем для подлинного понимания того патологического явления, с которым логопед имеет дело, этого недостаточно. Не менее, может быть, и более важно то, что остаётся невидимым («за кадром»), но, по существу, обеспечивает полноценное владение речью или составляет причину её дефектов- мозговые механизмы речи в норме и патологии.
Человеческий мозг устроен так, что от природы «обучены» фунционировать только нервные клетки, предназначенные для самого простого- ощущений. Благодаря им маленький ребёнок чувствует боль, тепло, холод, вкус пищи, реагирует на запахи, шум и свет. Остальные нервные структуры, присутствующие в мозге, изначально «молчат». Им нужно научиться действовать, а значит нужно созреть. Это требование относится и к тем клеткам мозга, которые станут потом речевыми. Для этого нужны внешние стимулы- предметы, явления, действия и т.д. Для включения «речевых» клеток важно, что бы вокруг говорили и говорили правильно( дети-маугли, попавшие к людям после 5-7 лет от роду, так и оставались«немыми», к тому же они не могли усвоить и многие другие человеческие навыки: есть сидя, держать ложку в руке и прочее). И так, если речевые структуры мозга не получают стимулов(«пищи») они могут погибнуть.
Со студенческой скамьи мы знаем, что зоны ощущений представлены первичными полями коры мозга. Часть клеток вторичной коры специализирована в отношении восприятия и воспроизведения речи в рамках речеслухового гнозиса и артикуляционного праксиса. Третичными полями коры головного мозга, уровень которых обозначается как языковой, помогают овладевать сложно построенной речью, чтением, письмом, пониманием переносного значения слов, понятия метафоры, синонимами и т.д. Особенно важным представляется нейропсихологический аспект причин различных видов патологии речи, поскольку учитывая их, гораздо легче выбрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. Как показывает практика, число детей- логопатов возрастает с каждым годом. И кроме этого речевой дефект осложнён и другими сопутствующими диагнозами, как функциональными, так и органическими поражениями: ЗПР, гиперкинетическими расстройствами, заиканием, дизартрией, ринолалией и т.д. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения ЦНС(ППЦНС) и минимальная мозговая дисфункция (ММД) и различные внутриутробные инфекции, особенно сопровождающиеся нарушениями высших психических функций,например цитомегаловирусная инфекция; гипоксия плода, и натальные осложнения в процессе родов (асфиксии, кесарево сечение; целый ряд причин в постнатальный период (заболевания ребёнка, травмы ит.д.)
Самым простейшим видом речевого нарушения является дислалия.
Под грифом:
F 80.0
Специфические расстройства речевой
артикуляции.
ДИСЛАЛИЯ (нарушение звукопроизношения, но интеллект, психика- соответствует возрасту).

ФФН
функциональнаямеханическая

простая сложная
-дефекты воспроизведения звуков -нарушение
речи при отсутствии органического звукопроизношения, нарушения в строении обусловленное анатомическим
артикуляционного аппарата; дефектом периферического аппарата
-нарушена способность произвольно речи (неправильный прикуспринимать и удерживать -прогения, прогнатия,
определённую позицию «толстый», массивный язык,
артикуляторных органов, короткая уздечка и т.д.
необходимых для произношения
звука;
- неумение различать, дифференцировать
фонемы (изолированно + спонтанно)
Нарушение внимания, памяти, поведения, двигательные нарушения носят сопутствующий характер.
Этиология дислалии:
-биологические факторы: ММД (минимальная мозговая дисфункция) соматическая ослабленность, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи ит.д.
Условия лечения:
- медико-педагогическое(амбулаторное, в ДОУ)
Необходимые обследования:
- логопед, невролог, педиатр, психиатр, психолог.
Дополнительные обследования:
-психотерапевт, ортодонт, ЭЭГ, Эхо-ЭГ.
Принципы терапии:
- логопедические занятия;
-логоритмика (по показаниям);
- массаж, ЛФК (по показаниям);
- психиатрическое и неврологическое лечение( по показаниям)
Другим более сложным речевым дефектом является
F 80.1

Расстройство экспрессивной
речи ОНР (1-3 ур.)
- системное недоразвитие речи при относительной сохранности сенсорного восприятия.
Это обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга.
Клиническая картина:
-нарушение формирования фонематической и грамматической сторон речи.
-фонетика (произношение + восприятие)
-лексика
-грамматика
-связная речь
-нарушение высших психических функций:
(память, внимание, мышление);
-общая моторная неловкость;
-дискоординация движений;
-двигательная замедленность или гиперактивность;
-мелкая моторика пальцев.
Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что проявляется в задержке психического развития в целом.
Очаг поражения:
локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах (левого и правого полушария) головного мозга.
Условия лечения:
Комплексное медико– педагогическое лечение (поликлиническое + специализированные ДОУ).
Необходимые обследования:
Обязательные: ЭЭГ, Эхо-ЭГ.
Дополнительные: аудиограмма
Консультации специалистов: логопед, психиатр, психолог, невролог, психотерапевт.
Принципы терапии
логопедические занятия;
логоритмика;
занятия с психологом;
медикаментозное лечение (по назначению психиатра):
-ноотропные препараты;
-седативные препараты;
-нейролептики;
-антидепрессанты;
-витамины.
психотерапевтическое воздействие:
-семейная психотерапия;
-игровая психотерапия.
Дополнительные лечебные мероприятия:
-физиотерапия;
-ЛФК;
-массаж.
Сопутствующим диагнозом ребёнка-логопата может быть синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью детей(СДВГ)
- это сопутствующий диагноз ребёнка-логопата, является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространённостью он стал предметом изучения медиков, педагогов, психологов.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания(отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом Минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия + социальный фактор. Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет. Детей-логопатов с данным диагнозом встречается всё больше. Среди мальчиков в 4-5 раз чаще, отмечается наследственный фактор. Причинами данного диагноза является 60-70 % случаев нарушения течения беременности, в 70-80% случаев была зафиксирована патология родов.(родовая травма шейных отделов позвоночника). В результате раннего поражения ЦНС нервная система запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне. В связи с этим наблюдаются гиперкинетические расстройства.
Гиперкинетические расстройства.
F 90.0

-нарушение активности внимания.
Характеристика состояния:
одним из проявлений гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания (полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременным от 2-15 мин); эпизодами с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими прявлениями.
F 90.1

-гиперкинетическое расстройство поведения.
Гиперкинетический синдром проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости. Движения при этом размашистые, недостаточно координационные и целенаправленные, часто отмечаются у ребёнка травматические повреждения.
Синдром встречается от 1,5 до 15 лет, активно проявляется в дошкольном возрасте.
Условия лечения:
Амбулаторное и стационарное.
О принципах терапии
Препараты выбора:
При выраженных проявлениях синдрома- психомоторные стимуляторы (мезокарб) в сочетании с нейролептическими препаратами (тиоридазин (меллерил, сонапакс) алимемазин (терален), неулептил).
Необходимо использовать средства влияющие на мозговой метаболизм. Ноотропные средства (аминалон, гаммалон, фенибут, пикамелон, пантогам, пирацетам (наотропил) энцефабол, церебролизин. Показана комбинация ноотропных препаратов с транквилизаторами бензодиазепинового ряда.
Лечение:
- амбулаторное- длительное по показаниям;
-стационарное- от 4 до 12 недель.
Часто встречающийся дефект речи, с которым нам приходится работать –это дизартрия (один из дефектов речи, который возникает вследствие поражения центрального и периферического отделов НС).
Обусловлено:
- недостаточностью иннервации речевого аппарата (мышц языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти), глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки.Факторы возникновения дизартрии:
- внутриутробные патологии (инфекции, интоксикации, эндокринные и метаболические нарушения, травмы);
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания НС;
- черепно-мозговые травмы;
- наследственные болезни.
Клиническая картина:
- маловыразительная мимика (амимичное лицо),сглаженность носогубных складок;
- рот приоткрыт из-за пореза круговой мышцы;
Возможна ассиметрия лица, черепа, глаз, рта;
- наблюдается дискоординация общей моторики ручного и орального праксиса (смазанность произношения)
- трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками и т.д);
- быстрая утомляемость, истощаемость НС, низкая работоспособность;
-интеллект снижен (чаще ЗПР), возможна олигофрения в степени дебильности;
- нарушение внимания, памяти.
- дыхание поверхностное, ключичное и диафрагмально- речевое или не сформировано;
- наряду со звукопроизношением страдает просодика; автоматизация звуков с трудом; речь с носовым оттенком;
- присутствуют вегетативные нарушения (конечности).
Очаг поражения:
В зависимости от очага поражения различают формы дизартрии:
- корковая
- подкорковая
- мозжечковая
- бульбарная
- псевдобульбарная (часто встречаемая форма в 96%)
Условия лечения:
Комплексное медико- педагогическое лечение ( поликлиническое + специализированные ДОУ)
- массаж
- активная гимнастика (артикуляционная и общая)
- лечебные мероприятия.
Необходимые обследования:
- ЭЭГ, Эхо- ЭГ
- аудиограмма
- консультация специалистов: логопед, психиатр, психолог, невролог, отоларинголог, психотерапевт.
Принципы терапии:
- медикаментозное лечение:
ноотропные препараты;
седативные препараты;
нейролептики;
антидепрессанты;
витамины.
- психотерапевтическое воздействие:
семейная психотерапия;
игровая психотерапия.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж;
- фитотерапия (лечение с помощью трав) при спастической и паретической форм).В нашей методической литературе рекомендуют использовать при коррекционном воздействии на дизартрию, особенно при её спастичной форме:
синусоидальные модулированные токи (для снятия спастичности мышц артикуляционного аппарата);
индуктотерапия ( уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, крово - и лимфообращений) ДВК-1, ДВК-2 и НВ-4;
электрофорез (для мимических мышц);
искусственная локальная гипотермия (лечение мышц речедвигательного аппарата с помощью холода);
лобно-шейная методика наложения электродов (аппарат «Ленар»);
ультразвуковая терапия;
теплолечение;
грязевые аппликации на шейно- воротниковую зону;
гальваногрязь;
водолечение;
электроанестезия.
В настоящее время наряду со спастической формой дизартрии большой процент детей страдает и её паретической формой. Для этих детей характерны ослабление мышц, повышенная утомляемость, что приводит к их низкой двигательной активности, а следовательно, и к нарушению звукопроизношения. Этим детям назначают физиотерапевтические процедуры.
Электростимуляция мимических мышц с электрофорезом на лицо (используют аппараты АСМ-2, АСМ-3, ТЭК и т.д.) Цель процедуры- улучшение проводимости нервных импульсов, кровообращения, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а так же профилактика атрофии мышц)
Детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультразвуковую терапию для стимуляции нервных волокон.
Вывод:
Эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учётом индивидуальных особенностей речевого дефекта ( тяжести формы дизартрии), возраста ребёнка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием.
Заикание
Ещё одним из наиболее тяжёлых дефектов речи является нарушение темпа, ритма, плавности речи. Основной симптом- судороги (избыточное напряжение) в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате.
Речевое расстройство тесно переплетается с нарушениями ЦНС. Поэтому различают 2 вида заикания:
невротическое;
неврозоподобное.
Невротическое заикание- это расстройство психического происхождения не обязательно после испуга, например, смена условий воспитания может вызвать у ребёнка невротические расстройства: раздражительность, плаксивость, а затем на этом фоне – энурез и тики, сопутствующие движения. Невротическое заикание возникает после шоковой терапии- ступор, мутизм, затем наблюдается двигательное возбуждение. Нарушается дыхание … У детей нарушается сон, они плаксивы, боятся говорить. Лечение таких детей надо начинать с психотерапии, а не с логопедии, т.к. она будет усиливать дезактивацию речи.
Неврозоподобное заикание- возникает в возрасте 2-3 лет на фоне резидуального поражения (внутриутробная, предродовая, родовая травмы, соматические заболевания). Возникает постепенно с клонических судорог, логофобии нет, присоединяются невротические расстройства. Лечение начинается с логопедии + медикаментозное воздействие (расслабляющая терапия, гидротерапия, физиотерапия, логоритмика и т.д.). Значительного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь при условии применения комплексного метода из следующих направлений:
медикаментозное воздействие;
психотерапевтическое воздействие;
логопедическое воздействие (8-9 мес.);
логоритмика;
правильная речь окружающих.
Для успешного преодоления заикания необходимо, чтобы всё воздействие подчинялось основному дидактическому принципу: систематичности и последовательности.
Существует модель диагностики и лечения заикания:
F98.5
ААЗаикание.
- является дискоординационным судорожным нарушением речи (нарушение темпа, ритма, плавности речи)
Формы заикания ( от локализации)
- артикуляторная;
-голосовая;
-дыхательная.
При заикании могут быть:
-насильственные движения (мышц языка);
-сопутствующие движения;
-общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство;
-страх речи, сложности общения, логофобии.
Степени тяжести:
-лёгкая;
-средняя;
-тяжёлая.
Условия лечения:
-амбулаторно- поликлиническаое;
-дневной стационар;
-логопедическая группа;
-стационар.
Перечень необходимых обследований:
-расширенное логопедическое обследование;
-осмотр педиатра;
-психотерапевтическая беседа;
обследование психолога;
-обследование невролога.
Дополнительно:
-консультация сурдолога;
-ЭЭГ;
-ЭХО-ЭГ;
-аудиограмма.
Принципы терапии (комплексное):
-лечебно-медикоментозные мероприятия;
-психотерапевтические (5-30 занятий);
-логопедические занятия: индивидуальные, подгрупповые (30-45 занятий)
-музыкально-ритмические занятия (20-30 занятий)
Лечебные мероприятия:
-медикаментозное лечение (общеукрепляющая, седативная, посиндромная терапия);
-физиотерапевтические процедуры (электрофорез, электросон);
-мезодиэнцифальная модуляция (МДМ) ( с помощью аппарата МДМ-1) электрический сигнал подаётся на срединные структуры головного мозга.
- магнитопунктура (идентично иглорефлексотерапии)- регулирующее влияние на функциональное состояние ЦНС, повышая возбудимость нервных центров.
-массаж, ЛФК.
-общегигиенические мероприятия (правильный режим, нормализация дневного и ночного сна).
Длительность лечения:
Срок ведения больного вариабелен.
Также остановимся на речевом дефекте- ринолалия, коварным и частовстречвющимсяРинолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. (отличается от дислалии по наличию изменённого назализованног тембра голоса)
Виды ринолалии:
открытая ринолалия-функциональная (наблюдается часто после аденоидных разращений, после постдифтерийного пореза; возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба).
- органические причины (приобретенные - возникает при перфорации твёрдого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, порезах и параличах мягкого нёба, повреждения языко-глоточного и блуждающего нервов, ранении, давлении, опухолях;
врождённые- врождённое расщипление твёрдого или мягкого нёба, укорочения мягкого нёба: полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба).
закрытая ринолалия (наблюдается при невротических расстройствах у детей). При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости.
смешанная ринолалияЭффективность логопедической работы зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребёнка.
По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу:
- дети с нормальным психическим развитием;
- с задержкой умственного развития
- с олигофренией.
У некоторых детей имеются отдельные микропризнаки:
- нистагм;
-лёгкая ассиметрия глазных щелей, носо- губных складок;
Перечень необходимых обследований:
расширенное логопедическое обследование
осмотр отоларинголога, педиатра
обследование психолога
обследование невролога
Дополнительно:
консультация сурдологаЭЭГ
Эхо-ЭГ.
Принципы терапии:
- лечебно-медикаментозные мероприятия (определяются тяжестью дефекта)
- психотерапевтические мероприятия
- индивидуально- подгрупповые занятия.
Коррекционные мероприятия комплексные:
артикуляционная гимнастика( гимнастика мимико-артикуляторных мышц, губ и щёк, гимнастика языка, мимическая гимнастика при ротовой области, гимнастика для жевательных мышц);
массаж (массаж верхней губы после урано-пластики, массаж нёба после урано-пластики, массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щёчно- скуловой области);
работа над дыханием;
медикаментозное лечение (общеукрепляющее, седативное, посиндромная терапия);
физиотерапевтические процедуры;
ЛФК;
общегигиенические мероприятия.
Длительность лечения:
Зависит от тяжести дефекта и характера хирургического вмешательства.
Необходимо остановиться также на взаимосвязи в работе учителя-логопеда и психолога, т.к. дети-логопаты, поступают в логопедические группы с диагнозом ЗПР и как правило не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания, отмечается замедленность процессов переработки информации, снижение работоспособности; для этой категории детей характерны неполноценность пространственного анализа, зрительно - моторной координации. Особенно существенно их отставание в развитии мышления и речи. Специалисты подчёркивают, что большинство детей отстают от нормально развивающихся сверстников как в развитии наглядного (словесно- логического) мышления. Это проявляется в трудностях, которые испытывают дети с ЗПР в овладении навыками письма и чтения, в дальнейшем в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления; изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании.
Причина неуспеваемости,(в дальнейшем) данной группы с похожими внешне на ОНР проявлениями обусловлена преимущественной недостаточностью познавательной деятельности. Что касается детей с ОНР, то своеобразие индивидуальных особенностей внимания и памяти уровня произвольности общения и деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития речи. Но вместе с тем можно выделить случаи сложного нарушения, когда ЗПР сочетается с ОНР. Поэтому основная роль в коррекции и развитии аналитико- синтетической деятельности ребёнка с ЗПР и ОНР в условиях логопедической группы принадлежит психологу и логопеду. В связи с тем, что коррекционно- развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического и логопедического воздействия на личность ребёнка в условиях детского сада совместно с психологом создана модель внутренней коррекционной службы.
По завершении доклада психолог представит данную модель.
Необходимо также остановиться на немало важном моменте-
работе с родителями
Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников обязательно тесное взаимодействие д/с и семьи. Данная работа должна проводиться в разных формах:
- родительские собрания;
- консультации;
- оформление информационно- методических выставок;
- проведение дней открытых дверей;
- анкетирование и т.д.
Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому родителям необходимы рекомендации по проведению не только артикуляционной и пальчиковой гимнастик, но и приёмам самомассажа языка и кистей рук, гимнастики для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Логопед должен вовремя направить родителей к врачу неврологу, психиатру, т.к. без помощи специалистов- медиков нам порой не справиться с проблемами ребёнка-логопата.
Заинтересованные родители идут на контакт и выполняют рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.
Медико-психолого-педагогическая диагностика
детей-логопатов
Учебные годы Общее
количество
детей
из них аденоиды дизартрия ринолалиязаикание Патология ЦНС
(энцефалопатия: первый год жизни)- возможные исходы без диагноза с нарушениями поведения
всего ФФНР ОНР Выздоровление ЗПФ и ЗРР ММД; СДВГ; гипертензионно-гидроцефальный с-мы;астено-невротический с-м психопато-неврозоподобными симптомами; патология формирования школьных навыков.
2008-2009
30 10 20 6 8 1 1 13 8 5
2009-2010
25 9 16 6 4 1 4 7 12 3
2010-2011
27 12 15 11 4 1 3 10 7 4
2011-2012
27 6 21 9 3 1 - 16 4 -
Проанализировав работу за последние 4 года, выявлено следующее, что с каждым годом количество детей с тяжёлыми нарушениями речи увеличивается. И, как правило, речевые проблемы отягощены другими сопутствующими диагнозами (стёртая дизартрия, заикание, проблемы связанные с аденоидами, кроме этого дети с диагнозом СДВГ, в целом с ЗПР). Особенно большое количество детей поступает к нам с аденоидами и с ЗПР. Поступают дети, у которых в процессе работы выявляются отклонения в развитии в виде нарушения поведения в психическом развитии, хотя записей в медицинских картах, формы 026-У, находящейся в ДОУ нет. На это есть много причин: порой родители скрывают проблемы с ребёнком в силу некоторых обстоятельств, так же имеет место несоответствие данных с поликлинической медицинской картой № 112. Поэтому нам крайне необходима помощь со стороны педиатров, неврологов, психиатров, отоларингологов.
В нашем областном центре на базе Самарского головного терапевтического комплекса «Реацентр» открыт филиал, который позволяет оказывать эффективную помощь детям от 6 месяцев до 16 лет с помощью аппарата «Элкор-БАТ». В перечне заболеваний, поддающихся лечению с помощью микротоковой рефлексотерапии:
Последствия перинатальной патологии ЦНС
Гипертензионно-гидроцефальный синдром
Задержка психо-моторного развития
Задержка речевого развития
Аутистические проявления
Синдром гипервозбудимостиИстерические проявления
Синдром дефицита внимания
Снижение памяти
Проблемы обучения
 Особенности метода МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ следующие:
Лечебное воздействие оказывается на БАТ и нейрорефлекторные зоны.
Воздействие оказывается сверхмалыми электрическими импульсами постоянного знакопеременного тока не превышающими нормы установленные Министерством здравоохранения и соц. развития РФ.
Воздействие не инвазивное, практически безболезненное.
Так же отмечается хорошая сочетаемость с лекарственной терапией, ЛФК и такими методами физиотерапии как массаж, грязевые аппликации, хвойные ванны.
Курс лечения варьируется от 1 до 3
Каждый курс включает до 10 сеансов.
Стоимость одного курса так же варьируется от 15000 до 18000 рублей. Нетрудно подсчитать стоимость 3х необходимых курсов. Но, как правило, наши дети-логопаты из малообеспеченных семей, поэтому оплатить такое лечение родители не могут. В связи с этим хотелось бы ходатайствовать перед комитетами образования и здравоохранения нашего района о приобретении данного аппарата, о размещении его в неврологическом отделении детской городской больницы, или в реабилитационном центре (на Одесской).
В Саратове уже не первый год функционирует специализированный речевой детский сад. Не будем говорить о преимуществах этого речевого сада, они явно высоки. Готовясь к этому методическому объединению, беседуя с учителями-логопедами, пришли к выводу о целесообразности открытия подобного речевого центра в нашем городе. И это на самом деле был бы центр оказания высококвалифицированной помощи детям-логопатам, а также в работе учителям-логопедам, потому что в подобном дошкольном образовательном учреждении были бы сконцентрированы высококвалифицированные кадры учителей-логопедов и медицинского блока. Там же были бы апробированы и введены в работу современные образовательные технологии, методики и приёмы оздоровления детей, рекомендованные на федеральном и региональном уровнях.
В системе дошкольного образовательного учреждения, прежде всего помощь оказывается детям учителем-логопедом и педагогом-психологом.
(выступление педагога-психолога)
Общаясь с узкими специалистами и в частности с заведующим неврологическим отделением Черекаевым А. М., запомнилась его фраза: «Мы ,врачи-неврологи ,в лечении таких детей без вас (учителей-логопедов) не можем обойтись, а вы без нас( медицинских специалистов)».
(выступление врача невролога Черекаева А.М.)
Кроме того, что у нас дети имеют неврологические проблемы, так же страдает психика детей.
(выступление психиатра).
В аналитической справке за последние четыре года работы выявлено увеличение количества детей с аденоидами. И мы сталкиваемся с проблемами безответственности родителей, их нежеланием облечивать собственных детей с национальным менталитетом «авось пройдёт». В других случаях это жалобы родителей на неэффективность лечения , на трудности получения дополнительной консультации (большие очереди) к специалистам 2-ой городской больницы. Кроме этого есть дети, которым уже необходимо оперативное вмешательство и без удаления аденоидов мы не можем решить проблемы позы открытого рта, носового произношения и хронических заболеваний носовой полости (хронический ринит). Поэтому тесное взаимодействие с врачами отоларингологами нам необходимо (выступление отоларинголога).
С данными проблемами и опытом работы поделится врач-логопед Магина И.А. (выступление логопед поликлиники)
Учитель-логопед Артемьева Л.М.( выступление учителя- логопеда Артемьевой Л.А.
Выступления других учителей-логопедов.
Считаем проведение данного методического объединения своевременным и выносим следующее решение:
Решение:
Обеспечить постоянное взаимодействие в работе учителей-логопедов, педагогов - психологов и специалистов медицинских учреждений при оказании квалифицированной, коррекционно - медико - педагогической помощи детям-логопатам, используя в работе комплексное воздействие.
Рекомендовать Комитету здравоохранения приобрести аппарат «Элкор-БАТ» в детское медицинское учреждение г. Энгельса с целью оказания лечебного воздействия детям с тяжёлыми нарушениями речи.
Комитету по образованию и молодёжной политике рассмотреть вопрос об открытии специализированного речевого центра – сада ЭМР для оказания высококвалифицированной помощи детям – логопатам.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста. Анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребёнка и спланировать работу с учётом его индивидуальных особенностей.
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________
2.Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребёнку и как занимается с ним?__________________________________________________
3.Много ли вопросов задаёт Вам ребёнок? Что его интересует?____________
4.Как часто Вы читаете ребёнку? Запишите названия его любимых книг__________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Назовите любимые фильмы, телепередачи Вашего ребёнка______________________________________________________________________________________________________________________________
6.Что для него предпочтительнее: просмотр фильма или чтение?____________________________________________________________
7.Любит ли он рисовать? Чем он рисует? Испытывает ли трудности, выполняя задания по подготовке руки к письму?_____________________________________________________________________________________________________________________________
8.Что беспокоит Вас в речевом развитии ребёнка?______________________________________________________________________________________________________________________________
9.Исправляете ли Вы его речевые ошибки?___________________________________________________________
10.Как ребёнок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)_______________________________
11.Какие трудности он и Вы испытываете, выполняя задания логопеда дома____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Отметьте, консультации, каких специалистов Вы хотели бы получить.
Логопед, психолог, дефектолог, воспитатель, психиатр, медицинский персонал.______________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Бизнес-план
использования метода и аппарата «Элькор-БАТ»
при лечении ЗРР, при повышенном
мышечном тонусе, повышенном внутричерепном давлении.
Специалистами Самарского терапевтического комплекса «Реацентр» разработан уникальный способ лечения детской неврологической патологии с помощью аппарата «Элкор-БАТ», который позволяет оказывать эффективную помощь детям в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. Наиболеее эффективно лечатся заболевания, возникшие как следствие родовой травмы или повышенного внутричерепного давления.
В детском неврологическом отделении СТК «Реацентр» г.Саратова более 12-ти лет для лечения задержек психического развития применяется электрорефлексотерапия- уникальный высокоэффективный метод «Элкор- БАТ».
Перечень заболеваний поддающихся эффективному лечению с помощью микротоковой рефлексотерапии: Последствия перинатальной патологии ЦНС
Гипертензионно-гидроцефальный синдром
Задержка психо-моторного развития
Синдром мышечной дистонии
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
Аффективно-респираторный синдром
ДЦП. Двойная гемипаретическая форма
ДЦП. Двойная диплегияДЦП. Гиперкинетическия форма
ДЦП. Атонико-астатическая форма
ДЦП. Гемипарез
Натальная травма шейного отдела позвоночника
Задержка психического развития
Задержка речевого развития
Аутистические проявления
Синдром гипервозбудимостиИстерические проявления
Нейросенсорная тугоухость
Задержка развития на фоне ФКУ и с-ма. Дауна
Минимальная церебральная дисфункция:
Синдром дефицита внимания
Снижение памяти
Проблемы обучения
Головные боли
Носовые кровотечения
Астено-невротический синдром
Вегетососудистая дистония
Энурез