АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


УДК 656.13.08
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Грицай А.А. преподаватель спецдисциплин
Новокузнецкий горнотранспортный колледж
г.Новокузнецк
Аннотация: Рассмотрены вопросы осуществления мониторинга отдельных транспортных средств с помощью различных систем слежения и получения на этой основе сведений о состоянии дорожного движения.
Ключевые слова: дорожное движение, мониторинг, транспортные заторы.
В условиях активного развития транспортных процессов всё больше возникает необходимость в отслеживании и мониторинге передвижения отдельных автомобилей. Это обуславливается тем, что и заказчики, и те, кто предоставляет транспортные услуги, хотят всё более рационально использовать транспорт, не терять время на простои в транспортных зазорах, исключать неэкономичные пути следования транспорта между двумя точками, уменьшать влияние стохастичности условий дорожного движения на перевозки. Для этого разрабатываются и внедряются системы определения местоположения транспортных средств.
Первыми системами, которые предоставляли возможность мониторинга, были импульсно-фазовые радионавигационные системы «Чайка», и её зарубежный аналог «Loran-С». Разработка этих систем началась в 40-х годах 20 века для военных целей, гражданские потребители начали пользоваться ею с 1970-х годов. Эти системы относятся к классу гиперболических систем, хотя и основаны на измерении не фазы, а задержки импульсов, принимаемых от цепочки передающих станций. В каждой цепочке одна из станций является ведущей, а остальные - ведомые. Все они точно синхронизируются. Приёмник измеряет момент прихода импульсов с точностью 0,1 мкс, и, если используется земная волна, местоположение может определяться с точностью 150 м на расстояниях до 1800 км. В общем случае сигнал представляет собой сумму земной волны и сигналов, отражённых один или несколько раз от ионосферы. На расстояниях свыше 2000 км преобладает ионосферная волна, и точность будет зависеть от состояния ионосферы [I ]. (Для сравнения, современные системы спутникового слежения GPS/ГЛОНАСС и программного обеспечения «Wialon рrо» обеспечивают точность определения местоположения 10 м.)
Следующим поколением стали системы, уже позволяющие устанавливать местоположение, и которые разрабатывались непосредственно для транспортных средств. Одной из таких систем является АСДУ-ГПТ (Автоматизированная система диспетчерского управления городским пассажирским транспортом). Принцип работы данной системы таков: устройство контрольного пункта предназначено для приёма информации с устройства транспортной единицы и ретрансляции её по каналам связи на центральную диспетчерскую станцию. Передача информации с устройства транспортной единицы на устройство контрольного пункта производится при помощи индуктивных контуров, которые устанавливаются, например, под дорожным полотном недалеко от мест дислокации устройств контрольного пункта. Распространение данная система получила в 1980-х годах и по сравнению с системой GPS/ГЛОНАСС существенно дороже.
Ещё одной автоматизированной системой управления (АСУ), которая уже почти не используется, является «Нэ-жан». Основной принцип действия данной автоматизированной системы управления заключается в передаче радиосигналов с передатчиков, установленных на транспортном средстве, и радиоприёмников малого радиуса действия. Недостатком её по сравнению с системой GPS/ГЛОНАСС является малый радиус охвата системы.
Новейшим поколением АСУ являются системы на основе GPS/ГЛОНАСС. Разработки в данной области велись с начала 1990-х годов, но более широкое распространение эти системы получили с 2000 года. Самые первые системы были оффлайновыми, то есть не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать маршрут автомобиля только постфактум и не была способна помочь в оперативном режиме. Во втором поколении для организации связи между GPS-терминалами и сервером использовались SMS. В третьем поколении для передачи информации используются GPRS или EV-DO. Системы четвёртого поколения также используют один из механизмов мобильного интернета в качестве канала передачи информации, но отличаются от систем третьего поколения централизацией серверного обеспечения у поставщика услуги и использованием web-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищенный доступ к данным осуществляется через веб-приложение с любого компьютера, подключённого к интернету. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячью объектов, значительно снижается стоимость внедрения и обслуживания системы [2].
Примером такой компании, предоставляющей программное обеспечение, осуществляющее мониторинг местоположения транспортного средства и мгновенно отображающее результаты этого мониторинга на персональном компьютере пользователя, является компания GURTAM. Она использует серверное программное обеспечение «Wialon рrо», предназначенное для спутникового мониторинга и управления транспортом одного или нескольких предприятий. В отличие от программных решений других разработчиков, для работы с «Wialon Рrо» не требуется клиентское ПО, а пользователи «Wialon» могут контролировать свой транспорт через веб-сайт оператора с любого компьютера или мобильного телефона. Один физический сервер «Wialon Рrо» позволяет вести мониторинг около десяти тысяч автомобилей, движущихся в любой точке земного шара. В режиме онлайн-мониторинга показывается список объектов, к которым у пользователя есть доступ, и карта, где каждый автомобиль отмечен индивидуальной иконкой, что позволяет осуществлять спутниковое слежение за ним в реальном времени [3].
Система «Wialon рrо» позволяет минимизировать влияние указанных выше проблем. В целях логистики система «Wialon рrо» позволяет выстраивать более экономичные пути следования транспорта, даже в быстроизменяющихся условиях поставки.
Проблема транспортных заторов, негативно влияющих на результаты перевозки и мобильность отдельных граждан, выделена нами в главную проблему, пути решения которой мы хотим разработать. Для реализации организационных мероприятий, которые могут снизить это негативное влияние, нужно располагать достоверной информацией о загрузке улично-дорожной сети и движения транспорта, то есть необходим постоянный мониторинг. Только тогда возможно будет предсказание транспортных заторов и снижение их негативного влияния. Такой мониторинг мы предлагаем использовать на основе программного обеспечения «Wialon рrо» для серверов GPS/ГЛОНАСС. Конечной целью является создание информационной системы актуальной загрузки улично-дорожной сети на основе данных, получаемых с помощью «Wialon рrо».
Список источников:
http://chinapads.ni/c/s/sputnikovyiy_monitoring_transporta_-_istoriya_razvitiyahttp://gurtam.com/ru/gps_tracking/wialon_pro.html/Бабкин Е.И. Радионавигационное обеспечение России на пороге XXI века//Технологическое оборудование и материалы.1997.-№12.-С.12-17.