Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения


Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть
путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность,
сформировать систему ценностей младших школьников.
Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, память, словарный запас учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью, обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка.
Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Цель проводимой работы:

Расширить кругозор учащихся через афористическое средство при помощи пословиц и поговорок
Научить пользоваться в жизненных ситуациях афористическими средствами
Формировать патриотические чувства, любовь и интерес к народному творчеству

Все пословицы, которые я подбираю и применяю на уроках, доступны пониманию учащихся.
На примерах пословиц стараюсь заложить у учащихся основу их нравственных поступков. Для нравственного воспитания, особенно благоприятные условия, создаются на уроках литературного чтения. При работе над значением пословиц на всех уроках провожу беседы. Перечень пословиц и поговорок систематически пополняю. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы и поговорки к данной теме, статье или произведению, записывают их в тетрадях по чтению или запоминают наизусть. Разнообразная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт учащимся и не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища.


Предлагаю наиболее интересные виды работ с пословицами на уроках литературного чтения.

1. Из данных пословиц выберите ту, которая относится к теме «Родина»

Где терпенье, там и уменье.
Всякому мила своя сторона.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Выбери пословицу, относящуюся к теме « Что посеешь, то и пожнёшь»

Старый ворон не каркнет даром.
Пчела мала и та работает.
На добрый привет и добрый ответ.

2 . Соедини начало и продолжение пословиц.

Дружба крепка не лестью, коли делать нечего.
Кто любит трудиться,. рукам мешает.
Долог день до вечера, соберешь кузовок.
Язык болтает-.. а правдой и честью.

3. Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию:

«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина»

Жить- родине служить.
Родина- мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.

4. Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:

Если хочешь пить.
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.

5. Подбери пословицы, в которых встречаются числа, 1, 3, 7. 100.

6. Назови пословицу, которая имеет оба слова
Свет- тьма
Дело- потеха
Коса- камень
Труд- пруд

7. Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.

Век живи, век учись
Не грози щуке морем.
От доброго слова язык не отсохнет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто за правду горой, тот истинный герой.
Легко чужими руками жар загребать.
Не место красит человека, а человек место.
Покажи палец, руку откусит.

8. Расшифруй пословицу;

Нечу спечушичу ячузычукомчу , точурочуписьчу дечуломчу.

9. Подбери пословицу к рассказу.

1. Вадик и Лёша дружили. Но однажды они поссорились. Лёша отказался дать Вадику тетрадь с домашним заданием. Сказал, что не будет больше подсказывать ему на уроках. Предложил помогать ему после уроков.
«Настоящий друг должен помогать товарищу не подсказкой, а сделать так, что – бы он не отстал в учёбе», - сказал Лёша. Владик обиделся и перестал заходить к Лёше и здороваться с ним.

2. Стала торопливая Оля шелковый сарафан к лету кроить. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела запомнить ей шесть волшебных слов.
Каких?

10. Найди пословицы в стихотворении.

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто мёдом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера, коли делать нечего;
Что сам себя лишь погубит,
Кто других совсем не любит;
Где растяпа да тетеря,
Там ни прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

11. Составь мини – рассказ по пословице.

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.

12. Назови автора следующих пословиц и названия произведений, из которых они вошли в язык.

А воз и ныне там.
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
Вперед чужой беде не смейся голубок.

13. Разыграй мини-сценку, раскрывающую смысл пословиц ( работа в парах)

Ум хорошо, а два лучше.
Кто не работает, тот не ест.
Вместе тошно, а врозь скучно.
Дружба что стекло: сломаешь - не починишь.

14. Вспомни и прочитай пословицу правильно.

Дружба крепка лесть правда честь.
Долго день вечер делать нечего.
Любит трудиться без дела сидится.
Дружба дорожат враги дрожат.
Велик кусок пирог стоит труд.
Солнце тепло мать добро.

Использование пословиц по темам уроков русского языка.

При работе над темой: «Разделительный мягкий знак (ь)» после сопоставления разделительного мягкого знак (ь) и мягкого знака (ь) – показателя мягкости согласных предлагаю учащимся пословицы:

Больше дела, меньше слов.
От желанья к исполненью приложи уменье.
Горе горевать – не пир пировать.

После работы над смысловым значением пословиц даю задание:
сначала выписать пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом - где мягкий знак (ь) смягчает предшествующий согласный звук. Далее мы провели проверку работы. Дети доказывали правильность выполненного задания с помощью правила. Всегда выясняю, как они понимают её смысл, разбираем коллективно и объясняю написание отдельных слов.

«Парные звонкие и глухие согласные в корне и в середине слов»:

Сядем рядком да поговорим ладком.
Спасибо мороз, что снега нанёс.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Не в бровь, а в глаз.
Терпенье и труд всё перетрут.
Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.
Хороший друг – это настоящий клад.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Не будь тороплив, а будь памятлив.
Глаз видит, да зуб неймёт.
В зимний холод, всякий молод.

«Безударные гласные в корне слова»:

Тот герой, кто за Родину горой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Апрель с водою – май с травою.
Вода на лугу – сено в стогу.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Посуда любит чистоту.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Наша правда врагам глаза колет.
Собака лает, а ветер носит.
На хороший цветок и пчела летает.

«Непроизносимыми согласными в корне слова»:

Радостная жизнь сердце веселит.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Честный труд – наше богатство.
Сердце матери лучше солнца греет.
Солнце пригреет – всё поспеет.
Рукам работа, душе праздник.

«Слова с удвоенными согласными»:

Ссора до добра не доводит.
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
У коллектива большая сила.

«Гласные И, А, У после шипящих»:

Кто дрожит, тот и бежит.
Жить – Родине служить.
Умел начать – умей и окончить.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
На чужой стороне и летом холодно.
Сам погибай, а товарища выручай.

« Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений»:

Солдата к славе ведут ученье и труд.
И на солнце есть пятна.
Наша сила в крепости тыла.
Ленивому Мишке всё не до книжки.

« Имёна существительные с шипящими на конце»:

Идёт дождь, даст он рожь.
Хорошую речь хорошо слушать.
Ростом с мышь, а храбрый малыш.
На помощь надейся, а сам не плошай.
Без работы и печь холодна.
Не печь кормит, а руки.
У кого во рту желчь, тому все горько.
Резва ложь, да от правды не уйдешь.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Добрый совет ко времени хорош.
Чужая сторона- дремуч бор.
Лицом хорош, да душою не пригож.

«Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами»:

Правда в воде не тонет и в огне не горит.
Умный человек не тратит много слов.
Лето собирает, а зима подъедает.

Некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.
Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяет оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.


15