РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ВОЛЕЙБОЛ» для параллели 5-9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«ВОЛЕЙБОЛ»
для параллели 5-9 классов
на 2015-2016 учебный год

РП 2015








Составитель:
Лойко Ольга Ивановна
I квалификационная категория






















Ангарск, 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 3

Учебный план 11

Учебно-тематический план 12

Методическое обеспечение программы 42

Список литературы 49

Лист внесения изменений 50




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2012, в соответствии с ФГОС ООО 2014 г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов разработана на основе:
- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся основной классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.


Основные задачи:
Спортивно-оздоровительные задачи.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
Социальные задачи
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Участие в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Общекультурные задачи.
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями.
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха.
Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.

Общая характеристика курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой  и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации. Требования к результатам освоения программы, представленной в Федеральном государственном стандарте.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина,
Закона «Об образовании».

В предложенной  программе выделяются  четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых  технических элементов, просмотр  презентаций.
Два раза в год  должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - победы на соревнованиях районного и областного уровня; - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое овладение умениями и навыками игры; - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма; - умение контролировать психическое состояние.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык













Демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения
Уровень


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий


мальчики
девочки

Подтягивание на перекладине из виса (м.); на низкой перекладине из виса лежа (д.), кол-во раз
6
5-4
3
15
14-9
8

Прыжок в длину с места, см
170
169-120
119
155
154-110
109

Наклон вперед из положения сед
9
5-7
2
18
10-12
6

Бег 30 м с высокого старта, с опорой на руку
5,1
5,2-6,5
6,6-6,3
5,2
5,3-6,5
6,6-6,4

6-минутный бег, м
1400
1150-1250
1000
1200
950-1100
800






Паспорт рабочей программы

Наименование программы
Рабочая программа по физической культуре для параллели 5-9 классов

Годовой объем
рабочей программы
175 часов

Количество учебных часов в неделю по учебному плану
1 час

Примерная (авторская) программа (название, автор и год издания), на основе которой разработана рабочая программа
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского , В.И. Ляха 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013 г.

Используемый учебно-методический комплект
Виленский М.Я. Физическая культура 5-6-7 классы учебник для общеобразовательных учреждений М: «Просвещение» 2012.-239с.
2. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 класс – М.: ВАКО, 2012. – 397с.
3. Программа курса. Физическая культура. 5-9 классы Андрюхина Т,Гурьев С 2013 г.64 .

Цель рабочей программы
Формирование у учащихся мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, длительного сохранения собственного здоровья.

Задачи рабочей программы
-содействовать гармоническому физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и развитию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
-учить соблюдению правил техники безопасности во время занятий, оказанию первой помощи при травмах;
-воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
-вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения или капитана команды;
-формировать адекватную оценку собственных физических возможностей.
В среднем школьном возрасте техническое и технико-тактическое обучение тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами учащиеся должны приучаться к правильному и точному выполнению заданий на технику или тактику. Для усиления мотивации к занятиям физической культурой подростки привлекаются к судейству, руководству командой или отделением, демонстрации упражнений. При выборе содержания и методов проведения урока в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитываются половые особенности занимающихся.

Прогнозируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:
-характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
-видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
-оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
-управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильное выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:
-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-измерение (познание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
-представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
-бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
-организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
-подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
-выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.

Особенности реализации рабочей программы
Реализуется на базовом уровне, на основе системного подхода к знаниям и умениям.

Образовательные технологии, используемые в реализации РП
Дифференцированное обучение, проблемное обучение, игровые, дистанционные, здоровье сберегающие.

Доля РП, реализуемая с использованием ДОТ (в%)
3%

Система текущего контроля уровня достижения образовательных результатов
Система оценки знаний осуществляется на основе ПД 20-2014 (02) «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся»
Виды контроля:
Стартовый, текущий, диагностический, констатирующий, итоговый.
Формы контроля:
Тест, зачёт, мини. зачёт, практическая, самостоятельная работа, ответы на вопросы, контрольные упражнения (КУ).


Место программы в учебном плане
Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 класса. Рассчитана  на 175 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока ,тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Периодичность - два раза в неделю по одному учебному часу ограниченному временем (40 мин) .
















































УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Наименование
разделов (тем)
Кол-во
часов
в том числе




Изучение
материала
Практи-
ческая
часть
Повто-рение
Контроль
Резерв-ные часы

1
2
3
4
5
6
7
8

1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока

2
Волейбол 5 классы
35
7
13
4
9
2

3
Волейбол 6 классы
35
7
13
6
7
2

4
Волейбол 7 классы
35
8
15
2
9
1

5
Волейбол 8 классы
35
8
15
4
7
1

6
Волейбол 9 классы
35
8
15
4
7
1

Итого:
175
38
71
20
39
7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Волейбол 5-классы

Кол-во
часов
35 часов

Цель и задачи
изучения
темы
Цель: способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Задачи:
- Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития

Требования
к результатам освоения программы учебного предмета
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные результаты::
- познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
- коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.
- регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.
Предметные результаты:
правила техники безопасности на уроках волейбола; влияние упражнений на укрепление здоровья;

Физически
способности
Физические упражнен
я
Мальчики
Девочки

Скоростные
Бег 30 м, с
5,3-6,2
5,4-6,3

Скоростно-силовые
Прыжок в длину с
еста, см
179-134
164-124

К выносливости
6-минутный бег, м
1150-1250
950-1100

К координации
Челночный бег 3х10 м.
8,2-8,6
8,6-9,1



Поурочное планирование изучения темы

№ урока
в теме,
дата
проведения
Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы
Содержание
урока по УМК
с указанием учебного материала, выносимого на
индивидуальную учебную деятельность
Понятийный
аппарат
Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Виды и формы контроля

1
2
3
4
5
6

1
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, правым, левым боком.
с. 162-163
перемещение
Осваивать и выполнять стойки и перемещения; Соблюдать правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Диагностический.


2
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
с. 162-163
перемещение
Иметь представление о правилах игры в волейбол;
Выполнять стойку и держание мяча.
Диагностический, практическая работа.


3
Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении).
с. 163-164
Передачи мяча
Выполнять перемещения в стойке;
Проявлять скоростно-силовые и координационные способности.
Диагностический,.
практическая работа.

4
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
с. 164
Передачи мяча
Выполнять передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями.
Диагностический, практическая работа.


5
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.
с. 162-163
Передачи мяча
Выполнять передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями.
Стартовый
Тест

6
Передача мяча снизу двумя руками над собой.
с. 162
Передачи мяча
Выполнять передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями.
Диагностический, практическая работа.


7
Передача мяча снизу двумя руками в парах.
с. 163
Передачи мяча
Демонстрировать технику передачи мяча
Стартовый,
Тест

8
Нижняя прямая.
с. 162-163
Подачи мяча
Осваивать и выполнять технику нижней прямой подачи
Диагностический, практическая работа.


9
Верхняя прямая.
с. 163
Подачи мяча
Осваивать и выполнять технику верхней прямой подачи
Диагностический, практическая работа.


10
Подачи в прыжке.
с. 162
Подачи мяча
Осваивать и выполнять технику подачи в прыжке
Стартовый
Тест

11
Техника и обучение техническим приемам игры.
с. 163
Техника перемещений
Овладевать стойкой волейболиста и различными способами перемещения
Диагностический,
практическая работа.


12
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений.
с. 162
Техника перемещений
Овладевать стойкой волейболиста и различными способами перемещения
Диагностический,
практическая работа.


13
Обучение стойке волейболиста и технике перемещений. Приставными шагами.
с. 162-163
Техника перемещений
Овладевать стойкой волейболиста и различными способами перемещения
Диагностический,
практическая работа.


14
Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном положении) на месте.
с. 162
Техника передачи мяча
Уметь правильно располагать пальцы рук на мяче
Диагностический,
практическая работа.


15
Передачи мяча после подбрасывания.
с.163
Техника передачи мяча
Уметь правильно передавать мяч
Диагностический,
практическая работа.


16
Передачи мяча в парах после набрасывания партнером.
с.164
Техника передачи мяча
Уметь правильно передавать мяч
Диагностический,
практическая работа.

17
Подвижные игры с верхней передачей мяча. «Мяч в воздухе».
с. 164
Развитие ловкости, внимательность
Умение играть в команде
Диагностический,
практическая работа.

18
Подвижные игры с верхней передачей мяча. «Вызов номеров».
с. 164
Развитие ловкости, внимательность
Умение играть в команде
Диагностический,
практическая работа.

19
Обучение нижней прямой подаче. Подачи в парах.
с.163
Техника подачи мяча
Уметь подавать мяч снизу
Диагностический,
практическая работа.

20
Подачи мяча через сетку по зонам 1,3,4,5,6.
с.162-163
Техника подачи мяча
Уметь подавать мяч снизу
Диагностический,
практическая работа.

21
Обучение приему мяча снизу двумя руками.
с.163
Техника приема мяча
Уметь принимать мяч снизу
Диагностический,
практическая работа

22
Обучение приему мяча снизу двумя руками.
с.164
Техника приема мяча
Уметь принимать мяч снизу
Диагностический,
практическая работа.

23
Обучение приему мяча после отскока от пола.
с. 163
Техника приема мяча
Уметь принимать мяч снизу
Итоговый, тест

24
Обучение приему мяча после набрасывания через сетку.
с. 164
Техника приема мяча
Уметь принимать мяч снизу
Диагностический,
практическая работа.

25
Индивидуальные тактические действия в нападении.
с.163
Тактика игры в нападении
Осваивать и выполнять тактические действия в нападении
Диагностический, практическая работа.


26
Индивидуальные тактические действия в нападении.
с. 163
Тактика игры в нападении
Осваивать и выполнять тактические действия в нападении
Диагностический,
практическая работа.


27
Индивидуальные тактические действия в защите.
с. 162-163
Тактика игры в защите
Осваивать и выполнять тактические действия в защите
Итоговый,
тест

28
Развитие координационных способностей.
с.163

Физические способности
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Диагностический,
практическая работа.

29
Развитие выносливости.
с.164
Физические качества
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Итоговый,
тест

30
Развитие гибкости.
с.164
Физические качества
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Диагностический,
мини. тест

31
Прием мяча снизу над собой.
с. 120
Техника приема мяча
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Диагностический,
практическая работа.

32
Нижняя прямая подача
с. 120
Техника приема мяча
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Диагностический,
практическая работа.

33
Передача мяча сверху двумя руками.
с.119
Техника передачи мяча
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Диагностический,
практическая работа.

34
Коррекция навыков и умений по спортивным играм.
с.120-121
физические способности, технические элементы
Демонстрировать умения и навыки при выполнении упражнений.
Диагностический, мини. Тест

35
Коррекция навыков и умений по спортивным играм.
с.120-121
физические способности, технические элементы
Демонстрировать умения и навыки при выполнении упражнений.
Диагностический, мини. Тест

Тема
Волейбол 6-классы

Кол-во
часов
35 часов

Цель и задачи
изучения
темы
Цель: формирование двигательной активности учащихся посредством игр, игровых упражнений и соревнований.
Задачи:
- совершенствовать умения и навыки владения мячом в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- развивать интерес к игровой деятельности и спортивным играм;
- формировать умение управлять своими эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований.

Требования
к результатам освоения программы учебного предмета
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные результаты:
- познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
- коммуникативные : владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.
- регулятивные : добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.
Предметные:
правила техники безопасности при занятиях спортивными играми; правила и организацию спортивных и подвижных игр; тактику нападения и защиты; технику владения мячом.
играть в спортивную игру (волейбол, баскетбол) по упрощенным правилам; выполнять освоенные приемы техники перемещений и владения мячом.
активное участие в играх, умение самостоятельно подбирать и проводить их в свободное время.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока
в теме,
дата
проведения
Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы
Содержание
урока по УМК
с указанием учебного материала, выносимого на
индивидуальную учебную деятельность
Понятийный
аппарат
Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Виды и формы контроля

1
2
3
4

5

1
Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Стойки и перемещения.


с. 158-159
Защитная стойка.

защитная и основная стойка, перемещение приставными шагами, спиной вперед
Осваивать и выполнять стойки и перемещения; Соблюдать правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Диагностический,



2
Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Игра «Гонка мячей по кругу».
с. 160-161 передача мяча

передача мяча двумя руками от груди в движении
Выполнять ловлю и передачу мяча двумя руками от груди в движении;
Проявлять быстроту и координационные способности в игре
Диагностический, практическая работа.


3
Эстафеты с приемом мяча снизу.
с. 159
передача мяча
низкая и высокая стойка, отскок
Осваивать и выполнять технику мяча в низкой и высокой стойке на месте и в движении.
Диагностический, практическая работа.


4
Передача мяча одной рукой от плеча в движении. Игра «Овладей мячом».
с. 160 передача мяча в движении
передача мяча одной рукой от плеча
Выполнять передачу мяча одной рукой от плеча в движении;
Участвовать в подвижной игре.
Диагностический, практическая работа.


5
Ловля и передача мяча в тройках и квадратах.
с. 160 передача мяча
координация движений, ловля, передача
Выполнять ловлю и передачу мяча в тройках и квадратах.
Диагностический, практическая работа.

6
Техническая подготовка волейболиста.
с. 159
передача мяча
тактические действия
Осваивать и выполнять тактику игры в волейбол
Диагностический, практическая работа.

7
Контроль выполнения перебивание кулаком у верхнего края сетки.
с. 160 передача мяча
перебивание кулаком
Демонстрировать технику выполнения
Текущий,
КУ

8
Контроль выполнения передачи мяча правой и левой рукой с изменением направления
с. 159 передача мяча
передача мяча
Демонстрировать технику выполнения
Текущий,
КУ

9
Двухсторонняя игра
с. 160-161 передача мяча

расстановка игроков по зонам
Выполнять правильно расстановку
Диагностический, мини. тест

10
Игра «Мяч капитану».
с. 161-163 игра
игра

Участвовать в подвижной игре.
Диагностический, практическая работа.

11
Комбинация из освоенных элементов: бег, остановки, повороты.
с. 160-161 основы техники
элементы волейбола
Выполнять комбинацию из освоенных элементов техники волейболиста
Диагностический, практическая работа.

12
Контроль выполнения передачи мяча через сетку по зонам.
с. 161-162 передача мяча

элементы волейбола
Демонстрировать технику броска мяча в кольцо после ведения.
Текущий,
КУ

13
Тактика свободного и позиционного нападения в волейболе.
с. 159-160 передача мяча

свободное, позиционное нападение
Осваивать и выполнять тактические действия в нападении.
Текущий,
КУ

14
Тактические действия. Игры в «Волейбол».
с. 160-161 передача мяча

тактика, нападение, защита
Применять в игре освоенные технические и тактические действия.
Диагностический, практическая работа.


15
Игры «Стрит-бол», «Мини-баскетбол».
с. 160-161 передача мяча

игра «Стрит-бол», перемещение, ведение, бросок, ловля, передача
Участвовать в играх;
Контролировать эмоции в процессе игры.
Диагностический, мини. тест

16
Правила и организация игры волейбол. Стойки и держание мяча.
с.162-163
передачи и приемы мяча.
волейбол, стойка, приставной шаг.
Иметь представление о правилах игры в волейбол;
Выполнять стойку и держание мяча.
Диагностический, практическая работа.


17
Перемещения в стойке. Бег из различных и.п., с ускорением, остановками, изменением направления.
с.163
упражнения:1
стойка волейболиста

Выполнять перемещения в стойке;
Проявлять скоростно-силовые и координационные способности.
Диагностический, практическая работа.


18
Ловля и передача набивного мяча двумя руками в парах и тройках.
с. 163
упражнения:1
ловля, передача сверху, снизу, с отскоком об пол
Выполнять передачи набивного мяча партнеру.
Диагностический, практическая работа.

19
Передачи мяча двумя руками сверху, через сетку.
с. 162-163 передачи и приемы мяча
передача двумя руками сверху, снизу, хлопки, приседы, прыжки
Выполнять передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями.
Диагностический, практическая работа.


20
Техника верхней прямой подачи.
с. 163
верхняя прямая подача.


и.п., подбрасы-вание мяча, ударное движение
Осваивать и выполнять технику верхней прямой подачи.
Диагностический, практическая работа.

21
Передача мяча в движении в парах.
с. 162-163 передачи мяча.
перемещения, передачи
Выполнять передачи мяча партнеру в движении.
Диагностический, практическая работа.

22

Контроль техники передачи мяча сверху двумя руками через сетку.
с. 162-163
передачи мяча.
координация движений, быстрота реакции
Демонстрировать технику передачи мяча сверху двумя руками через сетку.
Текущий,
КУ

23
Верхняя прямая подача в парах.
с. 163 верхняя прямая подача.
верхняя прямая подача, траектория полета
Выполнять верхнюю прямую подачу.
Диагностический, практическая работа.

24
Подвижная игра «Мяч в воздухе», эстафета волейболистов.
с. 163
упражнения:1
игра «Мяч в воздухе», эстафета
Участвовать в подвижной игре и эстафете.
Диагностический, практическая работа.

25
Контроль техники верхней прямой подачи.
с. 163 верхняя прямая подача
траектория полета, ударное движение
Демонстрировать технику верхней прямой подачи.
Текущий,
КУ

26
Техника прямого нападающего удара.
с. 163
упражнения:1
прямой нападающий удар, прыжок
Осваивать и выполнять технику прямого нападающего удара.
Диагностический
практическая работа

27
Учебная игра «Волейбол» по упрощенным правилам.
с. 163
упражнения:1
волейбол, упрощенные правила
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический, практическая работа.

28
Правила и организация игры в волейбол.
с. 124-125 организация и правила игры в волейбол
упрощенные правила
Участвовать в игре.
Диагностический

самостоятельная работа

29
Передача мяча.
Игра в волейбол.
с. 126-127 передачи мяча
передача мяча, игра в волейбол
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический
самостоятельная работа

30
Игра в волейбол с самостоятельным судейством.
с. 124-125 организация и правила игры в волейбол
упрощенные правила
Выявлять возможные ошибки и недочеты в технике;
Уметь судить.
Диагностический



31
Передачи и приемы мяча после передвижения.
с. 162 передачи мяча

передачи и приемы мяча
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический
практическая работа

32
Верхняя прямая подача.
с. 163
подача мяча
передачи и приемы мяча
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический
практическая работа

33
Подача мяча на точность по зонам.
с. 163
подача, траектория полета
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический
практическая работа

34
Учебная игра «Волейбол» по упрощенным правилам.
с.164
волейбол, упрощенные правила
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический
практическая работа

35
Коррекция навыков и умений по спортивным играм.
с.163-164
физические способности, технические элементы
Демонстрировать умения и навыки при выполнении упражнений


Тема
Волейбол 7 классы

Кол-во
часов
35 часов

Цель и задачи
изучения
темы
Цель: содействие развитию физических способностей учащихся посредством овладения умений и навыков в игре волейбол.
Задачи:
- осваивать и совершенствовать технику волейболиста в условиях учебной и игровой деятельности;
- развивать выносливость, быстроту и координацию движений;
- развивать интерес к занятиям волейболом и знакомить учащихся с правилами самостоятельной работы.

Требования
к результатам освоения программы учебного предмета
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные результаты:
- познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
- коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.
- регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.
Предметные результаты:
технику безопасности при занятиях волейболом; требования к одежде и обуви волейболиста; правила самостоятельного выполнения упражнений; о пользе занятий волейболом.


Поурочное планирование изучения темы

№ урока
в теме,
дата
проведения
Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы
Содержание
урока по УМК
с указанием учебного материала, выносимого на
индивидуальную учебную деятельность
Понятийный
аппарат
Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Виды и формы контроля

1
2
3
4
5
6

1
Правила и организация игры волейбол. Стойки и держание мяча.
с. 120-121
Волейбол, стойка
Выполнять стойку и держание мяча
Диагностический, ответы на вопросы


2
Перемещения в стойке. Бег из различных и.п., с ускорением, остановками, изменением направления.
с. 119-120
стойка волейболиста

Выполнять перемещения в стойке;
Проявлять скоростно-силовые и координационные способности.
Диагностический, практическая работа.


3
Ловля и передача набивного мяча двумя руками в парах и тройках.
с. 120-121

ловля, передача сверху, снизу, с отскоком об пол
Выполнять передачи набивного мяча партнеру.
Диагностический, практическая работа.


4
Передачи мяча двумя руками сверху, через сетку.
с. 120
передача двумя руками сверху, снизу, хлопки, приседы, прыжки
Выполнять передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями. Передачи мяча двумя руками сверху и через сетку с различными заданиями.
Диагностический, практическая работа.


5
Передачи мяча во встречных колоннах. Нижняя прямая подача.
с. 121
передачи мяча во встречных колоннах. Техника нижней прямой подачи
Передачи мяча во встречных колоннах. Техника нижней прямой подачи
Текущий,
КУ

6
Передача мяча в движении в парах.
с. 120-121
перемещения, передачи
Выполнять передачи мяча партнеру в движении.
Диагностический, практическая работа


7
Контроль техники передачи мяча сверху двумя руками через сетку.
с. 124-125

координация движений, быстрота реакции
Демонстрировать технику передачи мяча сверху двумя
Текущий,
КУ

8
Нижняя прямая подача в парах.
с. 122
нижняя прямая подача, траектория полета
Выполнять нижнюю прямую подачу.
Диагностический, практическая работа.


9
Отбивание мяча кулаком через сетку. Комбинации из освоенных элементов.
с. 128

техника отбивание мяча кулаком через сетку
Выполнять
Комбинации из освоенных элементов.
Диагностический, практическая работа.


10
Контроль техники нижней прямой подачи.
с. 122
траектория полета, ударное движение
Демонстрировать технику нижней прямой подачи.
Диагностический, практическая работа.


11
Контроль техники верхней прямой подачи.
с. 122
траектория полета, ударное движение
Демонстрировать технику нижней прямой подачи.
Текущий,
КУ

12

Техника прямого нападающего удара.
с. 124
прямой нападающий удар, прыжок
Осваивать и выполнять технику прямого нападающего удара.
Диагностический, практическая работа.


13
Учебная игра «Волейбол» по упрощенным правилам.
с. 124-125
волейбол, упрощенные правила
Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический, практическая работа.


14
Комбинации из освоенных элементов.
с. 119-124
перемещение, прием, передача, нижняя подача, нападающий удар
Выполнять технические элементы волейбола
Текущий,
КУ

15
Игра «Волейбол» по упрощенным правилам
с. 124-125
волейбол, упрощенные правила
Участвовать в игре.
Диагностический, практическая работа.


16
Учебная игра «Волейбол» по правилам с самостоятельным судейством.
с. 124-125
волейбол, правила

Применять освоенные технические элементы в игре.
Диагностический, практическая работа


17
Коррекция навыков и умений по спортивным играм.
с. 16-18
физические способности, технические элементы
Демонстрировать умения и навыки при выполнении упражнений.
Диагностический, мини. Тест

18
Передача мяча сверху двумя руками.
с. 119
передача двумя руками сверху
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический,
практическая работа


19
Прием мяча снизу над собой.
с.120
прием мяча
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа


20
Нижняя прямая подача
Контроль.
с.120
нижняя прямая подача, траектория полета
Техника нижней прямой подачи
Текущий,
КУ

21
Коррекция навыков и умений по спортивным играм.
с.16-18
физические способности, технические элементы
Демонстрировать умения и навыки при выполнении упражнений.
Диагностический, мини. Тест

22
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед.
с.186-187
техника изучаемых игровых приемов и действий
Освоения техники игровых приемов
Диагностический, практическая работа


23
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
с.186-187
овладение игрой
Выполнять правила игры
Диагностический, практическая работа

24
Совершенствования психомоторных способностей.
с.185
развитие психомоторных способностей
Уметь управлять своими эмоциями
Диагностический, практическая работа

25
Упражнения на быстроту и точность реакций.
с.186
физические способности
Развивать координационные способности
Диагностический, практическая работа

26
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6м от сетки.
с.188
техника изучаемых игровых приемов и действий
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа

27
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
с.187
техника изучаемых игровых приемов и действий
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа

28
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.
с.186-187
техника изучаемых игровых приемов и действий
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа

29
Развитие координационных способностей
с.188
физические способности
Развивать координационные способности
Диагностический, практическая работа

30
Тактика свободного нападения.
с.187-188
взаимодействовать в тактике игры
Осваивать тактику игровых действий
Диагностический, практическая работа

31
Позиционное нападение с изменением позиций.
с.187
взаимодействовать в тактике игры
Осваивать тактику игровых действий
Диагностический, практическая работа

32
Подвижные игры и игровые задания.
с.188
самоконтроль за физической нагрузкой
Осваивать тактику игровых действий
Диагностический, практическая работа

33
Передача двумя руками сверху в прыжке.
с.186
передача мяча
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа

34
Передача сверху за голову в опорном положении.
с.186-187
передача мяча
Выполнять технические элементы волейбола
Диагностический, практическая работа

35
Учебная игра «Волейбол» по правилам с самостоятельным судейством.
с.187-188
волейбол, упрощенные правила
Участвовать в игре.
Диагностический, мини. Тест

Тема
Волейбол 8- 9 классы

Кол-во
часов
35 часов

Цель и задачи
изучения
темы
Цель: содействие развитию гибкости, координационных, силовых и скоростно-силовых способностей с помощью гимнастических, акробатических и общеразвивающих упражнений физкультурно-оздоровительной направленности.
Задачи:
- совершенствовать технику выполнения общеразвивающих комплексов, акробатических комбинаций, упражнений на гимнастических снарядах и строевой подготовки в условиях учебной деятельности;
- развивать гибкость, координационные, силовые и скоростно-силовые способности;
- способствовать укреплению и сохранению правильной осанки, овладению организаторскими умениями.

Требования
к результатам освоения программы учебного предмета
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные результаты:
- познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
- коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.
- регулятивные : добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.
Предметны результатные:
технику безопасности, страховку и помощь во время занятий гимнастикой; значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений,
выполнять строевые упражнения, общеразвивающие упражнения в парах; кувырки вперёд слитно, мост из положения стоя с помощью; выполнять комбинацию из акробатических упражнений; выполнять упражнения на гимнастических снарядах: козёл, канат, перекладина, бревно.
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки

Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз;
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
8-3



14-5

К гибкости
Наклон вперед из положения сед, см
5-7
10-12



Поурочное планирование изучения темы

№ урока
в теме,
дата
проведения
Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы
Содержание
урока по УМК
с указанием учебного материала, выносимого на
индивидуальную учебную деятельность
Понятийный
аппарат
Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Виды и формы контроля

1
2
3
4

5

1
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.
с.127
Описывать технику игровых приемов и действий
Взаимодействовать в процессе освоения техники игровых приемов и действий
Диагностический, практическая работа.

2
Броски мяча сверху, снизу и сбоку согнутой и прямой рукой. Блокирование броска. Игра «Мяч капитану».
с.128
Блокирование броска
Правила игры «Мяч капитану».
Играть в игру
«Мяч капитану».
Диагностический, практическая работа.

3
Комбинации из освоенных элементов техники. Нападение быстрым прорывом.
с.130
Нападение быстрым прорывом
Демонстрировать
комбинации из освоенных элементов техники
Диагностический, практическая работа.

4
Действие нападающего против нескольких защитников.
с.129
Действие игроков против защитников
Уметь выполнять
действия игрока без мяча;
Диагностический, практическая работа.

5
Действия игрока без мяча. Прием мяча сверху, снизу двумя руками. Эстафеты.
с.131
Действия игрока без мяча. Прием мяча сверху, снизу двумя руками
Уметь выполнять
действия игрока без мяча;
Диагностический, практическая работа.


6
Упражнения с набивным мячом. Передачи мяча в парах, тройках на месте.
Спортивные игры
передача мяча с.78
Передачи мяча в парах, тройках на месте
Совершенствовать передачу мяча в парах, тройках на месте
Диагностический, практическая работа.

7
Передачи мяча в парах, тройках с перемещениями. Тест на координацию движений.
Спортивные игры
передача мяча
С.78
Передачи мяча в парах, тройках с перемещениями.
Уметь выполнять
тест на координацию движений
Текущий,
КУ

8
Передачи мяча во встречных колоннах. Нижняя прямая подача.
Спортивные игры нижняя прямая подача с.78
Передачи мяча во встречных колоннах. Техника нижней прямой подачи
Выполнять
передачу мяча во встречных колоннах, технику нижней прямой подачи
Диагностический, практическая работа.


9
Передачи мяча во встречных колоннах. Нижняя прямая подача.
Спортивные игры нижняя прямая подача с.78
Передачи мяча в парах, тройках с перемещениями
Выполнять
передачу мяча во встречных колоннах, технику нижней прямой подачи
Диагностический, практическая работа.

10
Прием мяча после подачи. Игра в три касания.
Спортивные игры прием мяча
С.78
Правила игры в три касания

Выполнять прием мяча после подачи; Осваивать игру в три касания
Диагностический, практическая работа.

11
Правила волейбола. Игра с заданиями.
Спортивные игры прием мяча
С.78
Правила волейбола.
Знать и применять правила волейбола
Диагностический, практическая работа

12
Отбивание мяча кулаком через сетку. Комбинации из освоенных элементов.
Спортивные игры
отбивание мяча кулаком
с. 79-.80
Правила волейбола.
Выполнять
комбинации из освоенных элементов; Осваивать отбивание мяча кулаком через сетку
Текущий,
КУ

13
Игра в волейбол с заданиями, тактика свободного нападения. Тест – челночный бег.
Спортивные игры основные правила проведения соревнований с.76
Упрощенные правила волейбола
Уметь выполнять челночный бег 3*10м
Текущий, тест

14

Контроль подачи мяча. Силовая подача мяча
Спортивные игры
подача мяча
с. 78
Техника силовой подачи мяча
Демонстрировать подачу мяча
Текущий, тест

15
Комбинация из ранее освоенных элементов спортивных игр. Прием мяча после подачи.
Спортивные игры овладение двигательными действиями с.77-78
Элементы комбинации в спортивных играх. Прием мяча
Совершенствовать
комбинации из ранее освоенных элементов спортивных игр
Диагностический, мини. тест

16
Учебно-тренировочная игра в волейбол. Передача мяча над собой, во встречных колоннах.
Спортивные игры овладение двигательными действиями с.77-78
Правила волейбола,
передача мяча
Играть в волейбол по правилам
Текущий, тест

17
Учебно-тренировочная игра в волейбол. Судейство по волейболу.
Спортивные игры овладение двигательными действиями с.77-78
Правила проведения соревнований по волейболу
Играть в волейбол по правилам
Диагностический, практическая работа.

18
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку.
с.130
Освоение техники приема и передач мяча
Осваивать самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки
Диагностический, практическая работа.

19
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
с.131
Освоение техники приема и передач мяча
Осваивать самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки
Диагностический, практическая работа.

20
Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры.
с.132
Овладение игрой и развитие психомоторных способностей
Определять степень утомления организма во время игровой деятельности
Диагностический, практическая работа.


21
Совершенствование координационных способностей.
с.132
Овладение быстротой реакций
Использовать игровые упражнения
Диагностический, практическая работа.

22
Совершенствование выносливости.
с.132
Развитие выносливости
Определять степень утомления организма
Текущий, тест

23
Прием мяча, отраженного сеткой.
с.131
Овладение техникой игровых приемов и действий.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения техники игровых приемов
Диагностический, практическая работа.

24
Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.
с.128
Техника нижней прямой подачи
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения техники игровых приемов
Диагностический, мини. тест

25
Обучение технике прямого нападающего удара.
с.132
Техника прямого нападающего удара
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения техники игровых приемов
Диагностический, практическая работа.

26
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
с.132
Техника прямого нападающего удара
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения техники игровых приемов
Диагностический, практическая работа.

27
Совершенствование координационных способностей.
с.133
Овладение быстротой реакций
Использовать игровые упражнения
Диагностический, практическая работа.

28
Обучение тактике игры.
с.132
Тактика освоенных игровых действий
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения тактики игровых действий
Диагностический, практическая работа.

29
Совершенствование тактики освоенных игровых действий
с.132
Тактика освоенных игровых действий
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения тактики игровых действий
Диагностический, практическая работа

30
Игра в нападении в зоне 3.
с.132
Тактика освоенных игровых действий
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения тактики игровых действий
Диагностический, практическая работа

31
Игра в защите.
с.131-132
Тактика освоенных игровых действий
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения тактики игровых действий
Диагностический, практическая работа

32
Совершенствование техники игры в защите.
с.132
Техника игры в защите
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения техники игровых действий
Диагностический, практическая работа

33
Совершенствование тактики игры в защите.
с.132
Тактика освоенных игровых действий
Взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения тактики игровых действий
Диагностический, практическая работа

34
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости.
с.132-133
Использовать упражнения и игровые задания в самостоятельных занятиях
Осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой
Диагностический, практическая работа

35
Помощь в судействе.
с.126
Организовать занятие самостоятельно
Осуществлять помощь в судействе
Диагностический, мини. тест


4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 Обеспеченность программы методическими видами продукции
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Физическая культура»
для учащихся 5-9 классов
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр); К – полный комплект (для каждого ученика); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1
Образовательные программы по предмету
Д

1.2
Учебно-методические пособия и рекомендации
Д

1.3
Журнал «Физическая культура в школе»
Д

2. Печатные пособия

2.1
Таблицы (в соответствии с программой обучения)
Д

2.2
Схемы (в соответствии с программой обучения)
Д

3. Технические средства обучения (ТСО)

3.1
Музыкальный центр
Д

3.2
Мегафон
Д

4. Экранно-звуковые пособия

4.1
Аудиозаписи
Д

5. Учебно-практическое оборудование

5.1
Бревно гимнастическое
Д

5.2
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
П

5.3
Стенка гимнастическая
П

5.4
Скамейка гимнастическая жесткая 4 м, 2 м
П

5.5
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
П

5.6
Мячи: набивные 1 кг, мяч малый (теннисный), баскетбольные, волейбольные, футбольные
Ф

5.7
Палка гимнастическая
К

5.8
Скакалка детская
К

5.9
Обруч пластиковый детский
К

5.10
Мат гимнастический
П

5.11
Коврики гимнастические
Ф

5.12
Стойка для прыжков в высоту
Д

5.13
Планка для прыжков в высоту
Д

5.14
Рулетка измерительная
Д

5.15
Мячи волейбольные
К

5.16
Мячи метбольные
Д

5.17
Сетка волейбольная
Д

5.18
Жилетки игровые с номерами
К

5.19
Аптечка
Д

6. Электронные ресурсы

6.1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (видео уроки)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (олимпиадные задания)



4.2 Система контролирующих материалов
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания. При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)
по основам знаний

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются различные методы. Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный. Метод экономичен в проведении. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.




Характеристика цифровой оценки (отметки)
по технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнения, двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), в точно, надлежащем темпе, легко и четко. Допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, приведших к неуверенному или напряженному выполнению двигательного действия. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок или отказ от выполнения упражнения.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный метод.

Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы.
(Письмо Мин. образования и науки от 30 мая 2012 года N МД-583/19)

2.4.1. Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы "А".
При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе "А", допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан настойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы "А" выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.
2.4.2. Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы "Б".
Обучающиеся специальной медицинской группы "Б" на основании представленной справки установленного образца (Приложение N 8), выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: "Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов, "Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету "Физическая культура".

Контроль и учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся
5-9 классов

п/п
Физические способности
Контрольное упражнение (тест)
Лет
Уровень





Мальчики
девочки





низкий
средний
высо-кий
низкий
средний
высо-кий

1
Скорость
Бег 30 м, с
10
11
6,2
5,4 -6,1
5,3

6,3
5,5 -6,2
5,4

2
Координация
Челночный бег 3Ч10 м, с
10
11
8,6
9,3-8,5
8,2
10,1 10,0
9,1
8,6

3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
10
11
134
178-135 
179
124
123-125
164

4
Выносливость
6-минутный бег, м
10
11
900 950
1000 1100
1300 1350
700 750
850 900
1100 1150

5
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
10
11
2 2
6-8 6-8
10 10
4 5
8-10 9-11
15 16

6
Сила
Подтягивание на высокой (м), низкой (д) перекладине, кол-во раз
10
11
3
4-7
8
5
13-6
14



4.3 Перечень примерных тем учебных проектов
1. Физические способности человека.
2. Современные виды спорта.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.4 Перечень примерных тем учебно-исследовательских работ учащихся
1. Физическая культура в России и других странах.
2. Судейство в спорте.
3. Проблема гиподинамии у подростков.

4.5 Средства организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Тестирование по теме : Олимпийские игры по волейболу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ЭЖ)










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя

Обязательная литература
1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского , В.И. Ляха 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с
3. Виленский М.Я. Физическая культура 5-6-7 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение 2012-239с.

Дополнительная литература
1.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 класс – М.: ВАКО, 2012. – 397с.
2.Губа В., Никитушкин В. Легкая атлетика в школе. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
3.Программа курса. Физическая культура. 5-9 классы Андрюхина Т,Гурьев С 2013 г.64 с.
4.Амалин М.Е. Тактика волейбола Москва «Физкультура и спорт» 2005 г.

Список литературы для ученика

Обязательная литература
1. Виленский М.Я, Физическая культура: 5-6-7 классы Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение 2012-239с.

Дополнительная литература
1. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. (2013-№4- с. 58-63,№5- с.62)
2.Вайнер Э. Дневник здоровья школьника. (ИД «Первое сентября.» Здоровье детей. -2009 -№17 –с. 3- 8)
3. Вайнер Э. Валеологические основы двигательной системы и ее значение для школьника. (2010-№4 с. 50-57)












ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер
и дата
внесения изменения
Основания для внесения изменения
Описание внесенного изменения
Лицо, вносящее изменения




ФИО
Подпись


































































мђ Заголовок 215