презентация по литературе Символизм ( 11 класс )


Cимволизм в русской литературеВекПрезентацию выполнила ученица 11 классашколы №270Белова Марина Символизм- направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.(Словарь Ожегова) СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Символизм сосредоточен преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Символисты стремятся проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему"). Символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.…В часы, когда снует толпа, Их речь невнятная слепа, И в повесть ветхих кирпичей Не проникает взор ничей.…(«Дома», Владимир Пяст) СИМВОЛИЗМ – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в живописи… …в литературе…Тело стихийВ лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен.Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен.Мы – повисли, Как над пенной бездною ручей.Льются мысли Блесками летающих лучей.(Андрей Белый) …в музыке…Александр Николаевич Скрябин – Вальс (1:40) …в архитектуре… … и в театре. Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму – это театр, в котором каждый играет свои роли.Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов шокировали всех.ВодаА вода? Миг — ясна… Миг — круги, ряби: рыбка… Так и мысль!.. Вот — она… Но она — глубина, Заходившая зыбко.(Андрей Белый, Июнь 1916) Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Наверное, они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словносовершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники” ). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” , значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали “декадентские” стихи, но и намеренно вели “декадентский” образ жизни. Один из самых ярких поэтов русского символизма Андрей Белый в октябре 1903 года заказал в типографии и разослал по знакомым странные визитные карточки. К нему чуть не вызвали психиатра. Этими карточками Белый хотел создать особую атмосферу, в которой игра и мифические персонажи становились частью окружающего реального мира. Ведь отпечатанные в типографии визитные карточки приходили по настоящей почте. Быть человеком круга всех московских символистов значило не отрицать возможности существования единорогов в московских закоулках. Всякого рода “странности” в среде русских символистов появились практически одновременно с рождением символизма. Еще в 90-х годах Брюсов поражал собеседников загадочными речами, намеренно ничего не разъясняя. А Бальмонт “дикими” выходками покорял женщин и доводил до исступления мужчин. Воспитанный же в такой атмосфере читатель уже ничему не удивлялся.Валерий БрюсовКонстантин Бальмонт Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл, и направлявшие мысль читателя по пути прихотливых ассоциаций, и претендовавшие на то, чтобы определить словами еще никем не познанную сущность Вселенной. Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:•символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.•символизм как художественное направление Символ принципиально неоднозначен и не воспринимаем на логическом уровне. Он не дает точного знания о своем содержании, но лишь в большей или меньшей мере намекает на него. Символы не говорят, но "подмигивают" и "кивают". Главная же задача символизма, конечно, позитивная - открывать тайну тем, кто способен ее понять. "... символ окно в Вечность".