Рабочая программа кружка Подвижные игры народов мира

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной базой рабочей программы «Подвижные игры народов мира» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с последующими изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС), 2010 г.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование;
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
Актуальность создания рабочей программы
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

Цель и задачи программы
Цель данной программы – формирование культуры общения со сверстниками, укрепление физического и психического здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации, формирование представления о культурном наследии русского народа.
Задачи:
научить детей играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших и самостоятельно;
развивать активность, самостоятельность, ответственность;
воспитывать чувство коллективизма;
развивать статистическое и динамическое равновесие, глазомер, произвольное внимание;
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
формировать потребность в физическом развитии, как необходимого условия для успешного взаимоотношения со сверстниками и сохранения своего здоровья;
формировать потребность в поиске и ознакомлении с новыми играми;
популяризация подвижных игр.

Общая характеристика курса

Одна из задач курса привить учащимся культуру общения с одноклассниками, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации игр и соревнований.
Ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение.
Практическая значимость: изучая сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Игра как средство воспитания. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

На занятиях для достижения поставленной цели используются различные формы и методы проведения:
Методы проведения занятий разнообразны:
эстафеты,
историческое путешествие,
спортивный калейдоскоп,
праздник любимых игр,
игровые программы,
соревнования,
спортивная викторина.

Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные,
практикумы.

3. Место курса.

Программа рассчитана на 1 месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Данная программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Количество учащихся в группе 15-20 человек.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса

Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателя
·ми развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).


Содержание курса

1.Основы знаний о физической культуре (в процессе занятий).

2. Русские народные игры(4часа)
Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры?
Практика: УГГ. Игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Краски».
Особенности русских подвижных игр.
Практика: ОРУ. Игры: «Колдунчики»,«Пятнашки», «Фанты»
Правила игрока. Обязательны ли правила для всех?
Практика: Игры: «Гуси», «Ляпка», «Большой мяч»
УГГ. Правила ТБ.
Игры: «Гонка мяча», «Молчанка», «Мелечина – калечина».

3. Игры народов Сибири и Дальнего Востока(2часа)
Историческое наследие игр.
Практика: Корригирующая гимнастика Игры: «Перетягивание каната», «Борьба на палке», «Куропатки и охотники»
Особенности игр, их виды.
Практика: ОРУ.Игры: «Здравствуй, догони!», «Отбивка оленей», «Ручейки и озера»
Традиции народных праздников.

4. Игры народов Коми, Бурятии, Калмыкии (2часа).
Как правильно организовать игру? Практика: Дыхательная гимнастика.
Игры: «Ловля оленей», «Иголка, нитка, узелок», «Ищем палочку»
Особенности игр Коми, Бурятии, Калмыкии.
Практика: ОРУ. Игры:«Палочка – стукалочка», «Достань шапку», «Я есть!»
Как игра помогает в жизненных ситуациях?

5. Игры народов Кавказа (2часа).
Основные факторы, влияющие на здоровье.
Практика: Игры: «Конно – спортивная игра», «Снятие шапки», « Игра в лягушек»
Особенности кавказских игр.
Практика: Упражнения в движении. Игры: «Конное поло», «Чья шеренга победит?», «Отдай платочек»

6. Игры народов Украины, Белоруссии (3часа).
Как измерить свой пульс?
Практика: ОФП. Игры: «Колдун», «Иванка», «Мельница»
Самоконтроль.
Практика: ОРУ. Игры: «Охотники и утки», «Заморозка», «Колечко»
Для чего нужен режим дня?
Практика: УГГ. Игры: «Гуси летят», «Сосед, подними руку», «Перетягивание»

7. Игры народов Прибалтики (3часа).
Особенности игр народов Прибалтики.
Практика: Дыхательная гимнастика. Игры: «Сторож», «Король мавров», «Черное и белое»
Игра как средство здоровьесбережения.
Практика: ОРУ. Игры: «Кольцо», «Птица без гнезда», «Король зверей». Личная гигиена.

8. Праздник любимых игр (1 час)
Праздник любимых игр

Календарно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем
Дата проведения
Требования


1.
Русские народные игры 4 часа



1.1.
Инструктаж по Т.Б.Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры?
УГГ. Игры: «У медведя во бору», «Горелки»,«Краски».

3.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры.

1.2
Особенности русских подвижных игр. ОРУ. Игры: Игры: «Колдунчики»,«Пятнашки», «Фанты»
3.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, самостоятельно играть в разученные игры.

1.3
Правила игрока. Обязательны ли правила для всех? ОФП. Игры: «Гуси», «Ляпка», «Большой мяч»
05.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила игрока, самостоятельно играть в разученные игры.

1.4
Правила ТБ. УГГ. Игры:«Гонка мяча», «Молчанка», «Мелечина – калечина».
05.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать правила т.б., знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры.

2.
Игры народов Сибири и Дальнего Востока 2 часа




2.1
Историческое путешествие
Историческое наследие игр. Корригирующая гимнастика. Игры: «Перетягивание каната», «Борьба на палке», «Куропатки и охотники».
10.06.2015
Уметь выполнять корригирующую гимнастику, знать историческое наследие игр, самостоятельно играть в разученные игры.

2.2
Особенности игр, их виды. ОРУ. Игры: «Здравствуй, догони!», «Отбивка оленей», «Ручейки и озера».
10.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать особенности игр, их виды, самостоятельно играть в разученные игры.

3.
Игры народов Коми, Бурятии, Карелии 2 часа



3.1
Как правильно организовать игру? Дыхательная гимнастика. Игры: «Ловля оленей», «Иголка, нитка, узелок», «Ищем палочку».
12.06.2015
Уметь выполнять дыхательную гимнастику, знать как правильно организовать игру, самостоятельно играть в разученные игры.

3.2
Особенности игр Коми, Бурятии, Калмыкии. ОРУ. Игры: «Палочка – стукалочка», «Достань шапку», «Я есть!»
12.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать особенности игр Коми, Бурятии, Калмыкии, самостоятельно играть в разученные игры.

4.
Игры народов Кавказа 2 часа




4.1
Основные факторы, влияющие на здоровье.
УГГ. Игры: «Конно – спортивная игра», «Снятие шапки», « Игра в лягушек»
17.06.2015
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать основные факторы, влияющие на здоровье, самостоятельно играть в разученные игры.

4.2
Инструктаж по т.б. Особенности кавказских игр. Упражнения в движении. Игры: «Конное поло», «Чья шеренга победит?», «Отдай платочек».
17.06.2015
Знать особенности кавказских игр, правила поведения при играх, уметь выполнять упражнения в движении, самостоятельно играть в разученные игры.

5.
Игры народов Украины, Белоруссии 3 часа.



5.1
Как измерить свой пульс?
ОФП. Игры: «Колдун», «Иванка», «Мельница»
19.06.2015
Уметь выполнять офп, знать как измерить свой пульс, самостоятельно играть в разученные игры.

5.2
Самоконтроль.
ОРУ. Игры:«Охотники и утки», «Заморозка», «Колечко»
19.06.2015
Уметь выполнять ору, знать как вести дневник самоконтроля, самостоятельно играть в разученные игры.

5.3
Для чего нужен режим дня?
УГГ. Игры: «Гуси летят», «Сосед, подними руку», «Перетягивание»
24.06.2015
Уметь выполнятьугг, знать для чего нужен режим дня, самостоятельно играть в разученные игры.

6.
Игры народов Прибалтики.
2 часа




6.1
Особенности игр народов прибалтики.
Дыхательная гимнастика. Игры: «Сторож», «Король мавров», «Черное и белое».
24.06.2015
Уметь выполнять дыхательную гимнастику, знать особенности игр народов Прибалтики, самостоятельно играть в разученные игры.

6.2
Инструктаж по т.б. Игра как средство здоровьесбережения.
ОРУ. Игры: «Кольцо», «Птица без гнезда», «Король зверей».

26.06.2015
Уметь выполнять ору, самостоятельно играть в разученные игры.

7.
Праздник любимых игр. 1 час



7.1
Праздник любимых игр
26.06.2015
Знать: технику безопасности при проведении соревнований по подвижным играм; правила поведения при играх.


Итого часов:
16 часов








Литература
Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности». 2011г.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.
Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007.- 176 с.-/ Мозаика детского отдыха.
Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004 год)
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
























15