Подвижные игры народов мира


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» для 5 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» составлена на основе комплексной программы физического воспитания (авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич), а так же следующих документов:
требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06Л0.2009 №373;
Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 -фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 - р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы».
Программа разработана с учётом:
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);
годового учебного календарного графика Учреждения на 2015 - 2016 учебный год;
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Курс «Подвижные игры народов мира» реализует спортивно-оздоровительное и гражданско-патриотическое направления во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны людям самого разного возраста. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого являются традиционным средством педагогики, способствуют установлению прочных связей с коренным народом, обогащают духовные и социальные качества детей. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой.
Общая характеристика курса
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Цель программы: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи программы:
Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развитию психических процессов и свойств личности,
Укреплять здоровье обучающихся через игровую деятельность.
Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.
Подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение).
К формам проведения подвижных игр относятся:
сюжетные игры, преимущественно коллективные,
-бессюжетные подвижные игры,
подвижные игры с элементами соревнования,
игры большой, малой и средней подвижности.
Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.
Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после возвращения из школы.
Описание места курса в учебном плане.
Программа кружка «Подвижные игры народов мира» рассчитана на 1 год, предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет. Количество часов в год - 34 ч. (1 час в неделю)
Содержание курса
Тема Количество часов
Мордовская народная игра: «Раю - раю» 2
Татарская народная игра: «Угадай и догони» 2
Особенности игр с умеренной психофизической нагрузки: «Колечко», «Жмурки в кругу». 2
Особенности игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». 2
Особенности белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки».
2
Особенности белорусской народной игры: «Посадка картошки». 2
Особенности латышской народной игры «Птица без гнезда». 2
Особенности азербайджанской народной игры «Вытащи платок». 2
Особенности украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание. 2
Особенности башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». 2
Особенности бурятских народных игр: «Бабки - лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». 2
Особенности якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой», их разучивание. 2
Особенностями дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». 2
Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки - стукалочки», «Слепой медведь». 2
Особенностями еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон».
2
Особенности эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож».
2
Закрепление игр, разученных в течение учебного года 2
Итого 34 часа
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре стран, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами:
—организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;
обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
формировать навыки здорового образа жизни;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Календарно- тематический план
По внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира»
(наименование учебного предмета)
на 2015 - 2016 учебный год.
Номера уроков
по порядку № урока
в разделе, теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Фактические сроки(и/или коррекция) Основные виды учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела, темы (количество часов на изучение)
1. 1 Ознакомление с особенностями мордовской народной игры: «Раю - раю», её разучивание. 01.09-04.09 *К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения
2 2 Совершенствование разученной мордовской народной игры: «Раю - раю». 07.09-11.09 П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *К: слушать и понимать речь других.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
3 3 Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Угадай и догони», её разучивание. 14.09-18.09 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
4 4 Совершенствование разученной татарской народной игры: «Угадай и догони». 21.09-25.09 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
5 5 Ознакомление с особенностями игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». 28.08-05.10 П: отличать новое от уже известного с помощью учителя. К: слушать и понимать речь других.
6 6 Совершенствование разученных игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». 12.10-16.10 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
7 7 Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». И их разучивание. 19.10-23.10 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
8 8 Совершенствование разученных игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». 26.10-30.10 *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения
9 9 Ознакомление с особенностями белорусских
народных игр: «Мельница», «Охотники и утки», их 02.11-06.11 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
10 10 Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки». 09.11-16.11 К: учиться выполнять различные роли в группе
11 11 Разучивание белорусской народной игры: «Посадка картошки». 23.11-27.11 К: учиться выполнять различные роли в группе
12 12 Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки». 30.11-04.12 К: учиться выполнять различные роли в группе.
13 13 Ознакомление с особенностями латышской народной игры «Птица без гнезда» и её разучивание. 07.12-11.12 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
14 14 Совершенствование разученной латышской народной игры «Птица без гнезда». 14.12-18.12 К: учиться выполнять различные роли в группе.
15 15 Ознакомление с особенностями азербайджанской народной игры «Вытащи платок» и её разучивание 21.12-25.12 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
16 16 Совершенствование разученной азербайджанской народной игры «Вытащи платок». 28.12-30.12 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
17 17 Ознакомление с особенностями украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание. 06.04-08.01 К: учиться выполнять различные роли в группе.
18 18 Совершенствование разученных украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка». 11.01-15.01 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
19 19 Ознакомление с особенностями
башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». 18.01-22.01 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
20 20 Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». 25.01-29.01 *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения
21 21 Ознакомление с особенностями бурятских народных игр: «Бабки - лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». 01.02-05.02 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
22 22 Совершенствование разученных бурятских народных игр: «Бабки - лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». 08.02-12.02 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
23 23 Ознакомление с особенностями якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой», их разучивание. 15.02-19.02 К: учиться выполнять различные роли в группе.
24 24 Совершенствование разученных якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой». 29.02-04.03 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
25 25 Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: «Бег к реке», «Выбей из круга» 09.03-11.03 К: учиться выполнять различные роли в группе.
26 26 Совершенствование разученных дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». 14.03-18.03 *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения
27 27 Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки - стукалочки», «Слепой медведь». 21.03-25.03 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
28 28 Совершенствование разученных дагестанских народных игр: «Палочки - стукалочки», «Слепой медведь». 28.03-01.04 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
29 29 Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки - стукалочки», «Слепой медведь». 04.04-11.04 К: учиться выполнять различные роли в группе.
30 30 Ознакомление с особенностями народных еврейских игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». 18.04-22.04 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
31 31 Совершенствование разученных еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». 25.04-29.04 К: совместно договариваться о правилах общения. * П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
32 32 Ознакомление с особенностями эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». 04.05-13.05 К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности
33 33 Совершенствование разученных эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». 16.05-20.05 *К: учиться выполнять различные роли в группе. *К: совместно договариваться о правилах общения
34 34 Закрепление игр, разученных в течение учебного года 23.05-25.05 К: учиться выполнять различные роли в группе.
Итого часов В том числе: уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных) работ уроков развития речи по программе 34 выполнено Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Занятия проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на игровых площадках. Для реализации программы используются спортивные сооружения и спортивный инвентарь (кегли, скакалки, мячи, обручи).
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________/ Карамнова А.И./
« ____» ____________ 2015г.