ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ


Общая готовность к школьному обучениюКриваненкова Екатерина Владимировна ЗадачиИзучить психолого – педагогическую литературу по теме «Общая готовность к школьному обучению»;Подобрать диагностики общей готовности к школьному обучению Общая готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению ("школьная зрелость"). Российской педагогической энциклопедия Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». По мнению Л. И. Божович, готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, произвольной регуляции и социальной позиции школьника.В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Общая готовность к школьному обучениюМотивационная готовностьЭмоционально-волевая готовностьСоциальная готовностьИнтеллектуальная готовностьФизическая готовностьПедагогическая готовность Мотивационная готовность желание учиться, получать знания;это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Тест "Мотивационная готовность к школе"А.Л. Венгера.Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников Гинзбург М.Р., Овчарова Р.В., Пахомова И.Ю.Предмет диагностикиОпределение уровня сформированности учебной мотивации и доминирующего мотива ученияОбласти применения Данная методика может быть использована для определения готовности детей к обучению в школе, при выявлении адаптации детей к школе в первом классе и при возникновении сложностей в учебе (нежелание идти в школу, детский негативизм и т. д.). Интеллектуальная готовность ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний желание узнавать новое любознательность развитое воображение, наблюдательность развитие образных представлений развитие речи и мышления развитие мелкой моторики хорошая память Наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому» Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай» Методика обследования элементов логического мышления «свободная классификация», рекомендованная Учебным центром им. Л.А.Венгера.Цель: обследование умения составлять рассказ по сюжетной картинке. Методика обследования фонематического анализа и синтеза (автор О.Б.Иншакова).Методика диагностики уровня интеллектуальной готовности к школе «Сапожки». НИ.ГуткинойЦель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.Методика исследования словесно-логического мышления. (по К Йерасеку).Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном)Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Социально-психологическая готовность Развитие потребности в общении. Умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. Умение подчиняться правилам и нормам. Тест школьной зрелости Керна-Йерасека.Цель: диагностика зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Методика «Графический диктант» Д.Б. ЭльконинаЦель: выявление сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.Методика «Образец и правило» (разработана А.Л. Венгером).Цель: выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Эмоционально-волевая готовностьрадость ожидания обучения. умение управлять своими эмоциями. Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением. умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. положительное отношение к целям деятельности, принятие их. стремление преодолевать трудности. стремление к достижению результата своей деятельности. Для обследования эмоционально-волевой готовности рекомендуется проводить методику «Нарисуй бусы» (автор И.И. Аргинская).Тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен.)Цель: Определение уровня тревожности ребенка.Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека (методика «Веселый – Грустный»)Цель: Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале. Физическая готовность к школьному обучениюСостояние здоровья.Физическое развитие.Развитие анализаторных систем.Развитие мелких групп мышц.Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам. Тесты для определения скоростных качествТест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию на сигналБросок набивного мяча весом 1 кг из-за головыОпределяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способностиТесты для определения ловкости и координационных способностейОпределяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановкиТесты для определения выносливостиОпределяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата Педагогическая готовность к школьному обучению проводится в процессе педагогического обследования. Выявляются:1. Речевые знания и умения: знание букв, умение читать; звуковой анализ слова построение фразы ;словарный запас; фонематический слух; звукопроизношение.2. Математические знания и представления: счет в пределах 10 (прямой и обратный);состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);пространственные представления (верх – низ, право – лево).3. Навыки учебной работы: посадка за столом (партой);способ удержания пишущего предмета; ориентация на странице в тетради, книге; умение слушать и выполнять задание педагога; знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии)4. Графический навык Методики, для проведения диагностик готовности к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДУ и ФГОС НОО.1. Оценка психологической зрелости в тестовой беседе С.А. Банкова2. Изучение интеллектуальной готовности: Методика «10 слов» А.Лурия3. Методика «Изучение непроизвольного внимания»4. Методика «Последовательные картинки»5. Методика «Поставь значки» Р.С.Немов6. Методика «Подражание письменным буквам» К.Йерасек7. Беседа «Отношение ребенка к обучению в школе» Также можно использовать для диагностики готовности детей, к школьному обучению следующие методики:Рисунок человека (тест К.Йерасек).Графический диктант. Д. Б. ЭльконинМетодика «Мышление и речь».Тест отношений к школе «Домики».Мотивация учения. Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.Убеждайте, рассуждайте и анализируйте вместе с ребенком!Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Список литературыБадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования [Текст] Бадулина О.И / Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] /Божович Л.И. – М., 2001. – 349 с. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы. [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. М:. Академический проект, 2007- с.174Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению [Текст] / Вьюнова Н.И – М.: Академический проект, 2005 - с. 187.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Гуткина Н.И. – М., 2003. – 216 с.Гуткина Н. Психологическая готовность к школе [Текст] / Гуткина Н.И. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007.Готовность к школе [Текст] / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.Ефимова С. П. Как готовить ребенка к школе: советы врача [Текст] / Ефимова С. П. - М.: Просвещение, 1992. Немов Р.С., 1995 Психология Книга 3 [Текст] / Немов Р.С. Издательство ВЛАДОС «Просвещение», 1995. 640с.Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] / Немов Р.С.Москва., 1999.- 338с.Потураева Л.В., Красотина О. В. Готовим детей к школе [Текст] / Потураева Л.В., Красотина О. В. Образование и общество,2004. - №5. – С. 23.Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст] / Рогов Е.И. – М., 1998. – Кн.1 - 384 с. Кравцов Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе [Текст] / Кравцов Е. Е - М., 1991 - 145 с.Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? [Текст] / Конышева Н.М. Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст] Утвержденный приказом МОиН РФ от17. 10. 2013г. № 1155.