Презентация по дошкольной педагогике на тему Проектно — исследовательская деятельность


Реализация проектной и поисково — исследовательской деятельности в условиях дошкольного учреждения Исследовательская деятельность, - «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базеисследовательского поведения».А.И. Савенков Исследовательская деятельность -высшая форма развитияисследовательской активности, когдаиндивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,целенаправленно реализующего своюисследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.В.И. Панова Познавательно-исследовательскаядеятельность - активность ребенка,впрямую направленна на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, ихупорядочение и систематизацию Е.С. Полат Проектная деятельность – деятельность, направленная на достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практиче­ским результатом, оформленным тем или иным об­разом Виды проектов В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы: по целевой установке, по количеству участников проекта, по срокам реализации. По целевой установке: 1.Исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр) – дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);  По количеству участников проекта: Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;Творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки;Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»;Индивидуальные: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По срокам реализации: Краткосрочными - одно или несколько занятий;Средней продолжительности - «Я и моя семья в течение полугода;Долгосрочные – год в течении определенного времени.  Чем исследовательская деятельность отличаетсяот проектной деятельности? 1. По определению Проект - это "специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. 1. По определению Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Отличие Исследование - поиск истины или неизвестного Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 2. По цели Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. 2. По цели Цель исследовательской деятельности -уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Вывод Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. 3. По наличию гипотезы Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. 3. По наличию гипотезы Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные)Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы 4. По этапам исследования 1.Определение темы,поиск и анализ проблемы, постановка цели, выбор названия проекта 2.Обсуждение возможныхвариантов исследования,предполагаемых стратегий,выбор способов, сбор и изучение информации 3.Определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей Основные этапы проектной деятельности 4.Выполнение технологический Операций, внесениенеобходимых изменений;подготовка и защитапрезентации; 5.Анализ результатов выполненияпроекта, оценка качества выполнения проекта. 4. По этапам исследования ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. По продукту Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование - это процесс выработки новых знаний, истинное творчество Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. Структура проекта. 1 этап – этап подготовки проекта. Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования, разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта; определяют прогнозируемый результат; обсуждают проект с родителями; выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта; определяют содержание деятельности всех участников проекта. 2 этап – этап практической реализации проекта. На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д.Определяют итоговое мероприятие. 3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее. На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее. 4 этап – презентация и защита проектов Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д. Требования к использованию метода проекта в детском саду. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;Развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.