УМК 21 век. Каргопольская игрушка


Каргопольская глиняная игрушка
На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров и форм . Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, в деревнях, в Каргополе.
Каргопольская глиняная игрушка сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
- Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность и суровость края. В Каргополе создали гончарный цех. Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые, но вот деревенская тема в игрушке осталась главной.
В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни".Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это деревенская жизнь, будни и праздники.