Конспект педагогического мероприятия в старшей группе «Растения озера Байкал»


Казимирская Татьяна Николаевна
воспитатель МБДОУ г.Иркутска
детский сад №150
Конспект педагогического мероприятия в старшей группе «Растения озера Байкал»
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с одним из уникальных озёр мирового значения.
2. Познакомить с полезными свойствами растений Прибайкалья (подснежник, одуванчик, шиповник), ягод (шиповник, брусника, малина, клюква, смородина, черемуха, боярка) 3. Познакомить с животными Прибайкалья (медведь)
4. Познакомить детей с Красной книгой Иркутской Области, с некоторыми видами растений и животных занесенных в Красную книгу.
5. Учить детей заботиться об окружающей среде.
6. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию её законов и явлений.
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал);
Ход занятия:
Сюрпризный момент в группу входит «Ангара» (в роли Ангары-воспитатель)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангара. Сегодня я пришла к вам в гости чтобы рассказать о славном озере. А как вы думаете о каком озере мы будем с вами говорить (О Байкале)
А сейчас ребята я буду загадывать вам загадки, и вы узнаете, кто обитает в этом священном озере?
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем-
Как его мы назовем (озеро Байкал, показ слайда)
. Это озеро – священный дар природы. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”. «Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён.
А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала (дети садятся на ковер)
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Почему так происходит, я вам сейчас расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда)
Задание: продолжи предложение
1. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает (Ангара)
2. Решила Ангара бежать от отца Байкала, а почему?
3. А как звали жениха Ангары?
4. А как называется камень брошенный отцом Байкалом в след убегающей Ангаре? (Шаман камень)
Я очень люблю путешествовать и узнавать что-либо новое. А вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в сказку к озеру Байкал на моем корабле. Наш маршрут пройдет по станциям:
1. Станция «Зимняя»
2. Станция «Весенняя»
3. Станция «Летняя»
4. Станция «Осенняя»
На каждой станции вас ждут различные вопросы, задания, игры.
Первая остановка: станция «Зимняя»
Когда, медвежонок родился, была зима. Мама дремала и потихонечку напевала ему колыбельную. Мама пела о том, что когда кончатся морозы и растает снег, прилетят с юга птицы, зазеленеет трава и распустится дивный цветок. И тогда наступит самое замечательное время, которое называется лето. Они будут купаться в реке и есть сочные ягоды. А пока все растения спят.
Однажды утром холодная капелька спрыгнула откуда-то сверху прямо на нос медвежонку. Он облизнулся, а капли продолжали падать одна за одной, пока не потекли сплошной тоненькой струйкой. Медвежонку это очень понравилось и он начал резвиться, чем разбудил маму. Они вышли из берлоги. И поняли, что пришла весна.
Итак, следующая остановка -станция «Весенняя»
Мир за пределами берлоги поразил медвежонка. Пушистые пихты приветственно махали ему и его маме мягкими лапами, разноцветные птицы пели о чем-то красивом и ярком. «Конечно о лете» -думал медвежонок и оглядывался, стараясь отыскать волшебный цветок. Долго оглядываться ему не пришлось. Вон он, цветок, совсем рядом. Лежит на траве. Голубой, точно отколовшийся кусочек неба. И медвежонок со всех ног бросился к цветку, чтобы сорвать его и показать маме.
-Хам!-сказал медвежонок, щелкнув зубами. Странно, цветка во рту не было. НЕ было его и в том месте, где он только что рос. Цветок летел по воздуху, он махал лепестками и удалялся все дальше. Медвежонок расстроился, но мама объяснила ему, что это бабочка.
Через несколько дней медвежонок нашел еще один цветок цвета сиреневых закатных облаков, покрытый мягкими волосками, тянул в небо свою мягкую головку. Медвежонок ткнул его носом, но цветочек не улетел «Значит это не бабочка!-подумал он и откусил головку. –Фу! Какой он горький!». Медвежонку захотелось поскорее выплюнуть сиреневую головку, но он стерпел и со всех ног бросился к маме.
Медведица бродила неподалеку, выкапывала корешки, так как вкусной травки было еще мало.
Пробивался сквозь снежок,Удивительный росток.Самый первый, самый нежный,Самый бархатный цветок!
( Подснежник).
 
У занесённых снегом кочек,Под белой шапкой снеговойНашли мы маленький цветочек,Полузамёрзший, чуть живой.( Подснежник).
Медведица глянула на цветок и объяснила медвежонку, что это не цветок лета, а цветок весны- подснежник. И что не нужно брать незнакомые цветы в рот, не спросив ее. Так как цветок весны ядовит. Только специально приготовленные настойки помогают при болезнях костей и мышц.
Медвежонок стал откапывать корешки вместе с мамой. Ему наскучило это занятие изо-дня в день. И вдруг он увидел пчелу, которая опустилась и села на маленькое желтое солнышко. Медвежонок застыл как вкопанный: -Так вот он какой цветок лета! Он солнечный. - мама, мама, скорее сюда! Но мама ушла далеко и не слышала его. Тогда он изо всех сил бросился за ней, и на своем пути встретил еще много маленьких солнышек. Медвежонок очень обрадовался такой поляне, но пришедшая мама разочаровала его. -Нет малыш, это другой цветок.
В этот солнечный денек. Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся: - вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь, Тише, ветер луговой! (Одуванчик)
-Это одуванчик, очень веселый и умный цветок-сказала мама. –Почему умный? -Спросил медвежонок. –Потому что он умеет предсказывать дождь. –А почему веселый? –Потому, что когда он созревает, если на него дунуть, то семена летят высоко-высоко. Медвежонку очень понравился одуванчик и он часто играл с ними.
Одуванчик используется как средство, улучшающее пищеварение и повышающее аппетит. Листья содержат много витаминов, можно использовать для приготовления салатов, а из корзинок можно приготовить мед и варенье.
Третья станция «Летняя»
Однажды днем он заметил, что одуванчики закрываются- Значит будет дождь. Медвежонок расстроился, что и сегодня он не увидит цветок лета. Но после дождя на поляне появились розовые цветы. Мама сказала сыну, что это и есть цветок лета, который очень любит дождь
Осторожнее с кустом,С тем, что с пильчатым листом,Нежно-розовым цветет,Но обидчиком слывет.
Не смотри, что так он дивен,Он обычно агрессивен,Вмиг колючий нрав покажет,Правоту свою докажет. (Шиповник)
Он красивой розе брат,Если ты не виноват,Все равно имей в виду,Может уколоть в саду. (Шиповник)
Шиповник служит сырьем для приготовления витаминных напитков, настоев, отваров, экстрактов, сиропов.
Но эти растения не простые, а лекарственные? А как вы думаете, почему их называют лекарственными?
Игра «Цветочная поляна» (Дети делятся на 3 команды. Собрать цветок и назвать его) Вопросы:
1. Какой цветок вы собрали?
2. А какими свойствами обладает этот цветок?
3. А какую помощь может оказать нам этот цветок?
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Игра «Угадай растение по части»
Задание: по форме листа определить, какое это растение.
Релаксация:
Дети садятся на ковер:
•поурчим, как нерпа
•полежим как нерпа на солнышке
•поплаваем ловко в воде.
Четвертая станция «Осенняя»
Многие красивые растения и животные стали сегодня редкостью и поэтому занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое красная книга? Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.
Вот и у нас существует в Иркутске и в Иркутской области Красная книга. В нее занесены следующие цветы и животные: колокольчики, жарки, ландыш, саранка, нерпа.
И сейчас, ребята я предлагаю вам сделать свою красную книгу. Что бы приходящие к нам в детский сад ваши родители, бабушки, дедушки выдели какие растения и животные нужно беречь и охранять. (Изготовление книги)
1 ребенок:
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
2 ребенок:
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.
Ангара: Молодцы, ребята хорошо справились со всеми заданиями!
Но нам пора возвращаться домой.
Ангара: Ну вот и закончилось наше с вами путешествие. Вам понравилось путешествовать вместе со мной? Да и мне с вами понравилось проводить время, но к сожалению мне нужно возвращаться к себе домой. И в память о себе я хотела бы подарить вам эмблемы с надписью «От друга реки Ангары»(Вручение эмблем)
До свидания, до новых встреч.