ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Подокшина Диана Ивановна,
заместитель директора по
учебно-производственной работе
БКСАиД (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
г. Бахчисарай Республика Крым РФ
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
В статье рассмотрены и проанализированы программа и методика экспериментальной работы по формированию профессиональных умений обучающихся с применением модульной технологии в процессе учебной практики.
Постановка проблемы в общем виде. Программа и методика экспериментальной работы по формированию профессиональных умений проводится с целью определения влияния практической подготовки на уровень сформированности профессиональных умений будущих техников по эксплуатации газовых объектов на материале учебной практики.
Анализ последних исследований и публикаций. Необходимость оптимального монтажа и эксплуатации действующего газового оборудования выдвигает на первый план роль техника по эксплуатации газовых объектов. Высококвалифицированный техник должен уметь регулировать и налаживать разнообразное технологическое оборудование, управлять им, диагностировать его техническое состояние, устранять неисправности, что требует высокого уровня теоретической и практической технической и технологической подготовки, развитых профессионально важных личностных качеств, самостоятельности, ответственности, хорошего знания оборудования, которым оснащены системы газопотребления и газораспределения.
На сегодняшний день, требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»). При этом важным критерием качества подготовки служит быстрая адаптация выпускников на рабочих местах, что, в свою очередь, предполагает развитые профессиональные умения и как общий образовательный результат-компетенции, соответствующие особенностям реализуемой профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных умений в образовательной среде анализируется в работах В.И.Байденко, И.Б.Гладковой, Л.И.Гурье, И.А.Зимней, А.В.Хуторского, Е.И.Челпанова и др. Важнейшим фактором формирования профессиональных умений являются образовательные технологии. Существенный вклад в исследование проблемы использования современных модульных технологий обучения внесли: В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева и др.
Требования к конкурентоспособным специалистам со средним профессиональным образованием обуславливаются инновационными процессами на высокотехнологичных объектах систем газораспределения и газопотребления. Система СПО испытывает в настоящее время большие проблемы в своем развитии и претерпевает значительные преобразования в процессе реформирования системы образования в целом. Устаревшие квалификационные требования и номенклатура специальностей приводит к рекламациям со стороны работодателей по отношению к качеству подготовки выпускников. Все это обуславливает необходимость прямого взаимодействия, партнерства между образовательными организациями СПО. Партнерство обеспечивает как развитие самой образовательной организации, так и качественное улучшение ситуации его партнеров. Важнейшим партнером образовательной организации СПО в этом контексте является работодатель, предприятие, для которого осуществляется подготовка кадров.
Однако для формирования профессиональных умений необходимо не только учитывать требования работодателей, но и привлекать их на всех этапах к участию в образовательном процессе. Речь идет о социальном партнерстве, которое представляет собой добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения, способствующие наиболее эффективной деятельности партнеров, на объединении возможностей, включающих в себя материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также знания, умения и способности. Целью партнерства с работодателями является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов.
Теоретическим и практическим вопросам кадрового обеспечения газовой отрасли, в частности обеспечения специалистами со средним профессиональным образованием посвящены многочисленные исследования в работах, авторами которых являются: В.В.Авдеев, А.М.Ахмеров, Т.Ю.Базаров, Е.А.Борисова, Н.А.Волгин, О.С.Виханский, А.И.Гретченко, В.И.Гришин, Е.С.Гордеева, Е.А.Давыдова, О.М.Дмитриева, В.А.Дятлов, И.Ю.Ерёмина, О.В. Забелина, Л.В.Карташова, С.А.Карташов, А.Я.Кибанов и др., в которых рассматриваются различные аспекты проблемы. Однако большинство исследований осуществлены в рамках экономических и социальных наук, не затрагивают педагогические аспекты профессионального образования и особенности подготовки кадров газового профиля. Между тем, изменения в российском обществе требуют решения многих теоретических и практических вопросов, связанных с содержанием и процессом подготовки кадров для отрасли.
Таким образом, налицо противоречие между объективной необходимостью подготовки техников по эксплуатации газовых объектов, владеющих профессиональными умениями способствующие их быстрой адаптации на предприятиях газовой отрасли и высокому качеству результатов профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью методики формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки, позволяющей формировать востребованные работодателями профессиональные компетенции в партнерстве с предприятиями.
Цель статьи – на основании разработанной программы и методики по формированию профессиональных умений, определить влияние практической подготовки в условиях образовательной организации СПО на уровень сформированности профессиональных компетенций будущих техников по эксплуатации газовых объектов.
Изложение основного материала. Программа и методика по формированию профессиональных умений проводится на материале учебной практики «По ремонту газового оборудования».
Программа експеримента предусматривает следующие этапы:
– констатирующий, цель которого анализ традиционной системы подготовки будущих техников по эксплуатации газовых объектов;
– формирующий - формирование профессиональных умений обучающихся с применением модульной технологии обучения и технологии организации самостоятельной работы обучающихся;
– контролирующий, назначение которого - выявление влияния учебной практики на эффективность формирования профессиональных умений в процессе подготовки обучающихся.
Основными задачами экспериментального исследования на материале учебной практики «По ремонту газового оборудования»:
1. Определение профессиональных умений обучающихся по учебной практике для выполнения типовых задач деятельности.
2. Определение исходного уровня сформированности профессиональных умений обучающихся.
3. Проведение формирующего эксперимента по внедрению методики формирования профессиональных умений обучающихся с применением модульной технологии обучения в процессе учебной практики.
4. Проверка влияния модульной технологии обучения на уровень сформированности профессиональных умений будущих техников по эксплуатации газовых объектов.
Организация и проведение эксперимента по формированию профессиональных умений обучающихся в процессе практической подготовки предусматривает разработку ее методики. Так, обучающихся контрольных и экспериментальных групп делят на пять бригад, которые, в свою очередь, разделяют на подгруппы. Каждая бригада выполняет задания по предложенным темам.
Первая бригада: «Организация рабочего места слесаря по ремонту газового оборудования. Безопасность труда при выполнении ремонтных и сантехнических работ на газовых сетях и в мастерской», «Работы по подготовке к ремонту трубопроводов и заготовительные работы. Гибка труб. Изготовление заготовок из труб, прокладок и заглушек ».
Вторая бригада: «Ремонт резьбовых фланцевых и других соединений трубопроводов», «Ремонт запорно-регулирующей арматуры».
Третья бригада: «Испытание запорно-регулирующей арматуры», «Монтаж запорно-регулирующей арматуры».
Четвертая бригада: «Ремонтные и регламентные роботы при обслуживании регуляторних установок и при обслуживании внутридомового газового оборудования».
Пятая бригада: «Ремонт элементов газового оборудования с применением различных видов сварки. Ремонт полиэтиленовых газопроводов ».
Распределение тем между бригадами осуществляется по уровню усложнения учебного материала. Тема каждого блока-модуля (I учебный элемент) изучается один день в процессе прохождения обучающимися практики одной подгруппой их бригады. Параллельно с этим изучается ІІ учебный элемент блока-модуля второй подгруппой бригады. На следующий день подгруппы бригады меняются, изучая следующую тему, что указано в структурной схеме изучения блока-модуля (см. рис 1). Для выполнения запланированных учебной практикой задач по каждой теме, бригада обеспечивалась методическими указаниями. Пояснения о ходе и способе выполнения поставленных практических задач обучающиеся получали от руководителя практики и мастера производственного обучения.
Для выполнения обучающимися заданий учебной практики по установленным темам, разработана такая последовательность их осуществления:















Рис. 1 Структура изучения тем блока-модуля подгруппами (бригадами) обучающихся.

1. Подготовка рабочего место слесаря - ремонтника, его оснащение для выполнения ремонтных и санитарно-технических работ на газовых сетях и в мастерской.
2. Провести подготовку инструмента, приспособлений и спецодежды на рабочем месте.
3. Подготовка к работе, включение выключение электрического, механизированного оборудования.
4. Подготовка поверхности деталей (заготовок), труб для выполнения технологической операции.
5. Подготовка запорно-регулирующей арматуры и газового оборудования в ГРП, ШРП, котельных, на газопроводах и колодцах для выполнения технологической операции.
6. Проведение технологическую операцию.
7. Проведение контроля качества выполненной работы.
Система заданий учебной практики по каждой теме, предусматривает выполнение обучающимися комплекса упражнений, которые раскрывают способ и порядок их выполнения.
Большинство заданий, которые ставятся перед будущими техникам для выполнения упражнений, предусматривают наличие у обучающихся развитой системы представлений о порядке и ходе их выполнения. Сформированность у обучающихся указанной системы представлений обусловлены характером и результатами познавательной деятельности на первом этапе практической подготовки ( практические занятия, учебная практика «Сварочная», «Слесарная», курсовое проектирование).
Качество формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки будущих техников на занятиях практик определяют по количеству сформированных у обучающихся конкретных понятий, составляющих основу предметно-умственных умений. Критерием оценки овладения обучающимися каждым понятием было принято полноту понятия, которое определяется количеством знаний об объекте познания, глубину понятия и определяется обобщением совокупности знаний об объекте познания [1, с. 24]. Итак, цель первого этапа формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки считается достигнутой при условии полного (по количеству) овладения понятиями будущими техниками.
Понятия, по которым определяется качество первого этапа практической подготовки, установленные как таковые, раскрывающие степень овладения каждым обучающийсяом знаний рабочего процесса, технологических регулировок и процесса технологической наладки газового оборудования.
Беря за основу структуру системы понятий об объектах техники М. Берулавы [2, с. 118], которая характерна для практического обучения, можно считать что, система понятий об объектах техники для формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки будущих техников должна иметь следующую структуру:
Функциональное назначение технического объекта..
Область применения технического объекта в данной отрасли производства.
Морфологическая структура объекта (деталь, узел и т.д.).
Конструктивные особенности объекта и существенно общие для объектов данного класса.
Работа технического объекта (условия и режим работы, порядок работы, рабочий цикл и т.д.).
Технологическое настраивание на рабочий режим объекта.
Перспективы совершенствования данного технического объекта.
Для обучающихся контрольных и экспериментальных групп был установлен такой перечень понятий, подлежащих усвоению:
Практическое занятие на тему: «Организация рабочего места слесаря по ремонту газового оборудования. Безопасность труда во время выполнения ремонтных и сантехнических работ на газовых сетях и в мастерской»:
– Безопасность труда при выполнении ремонтных и сантехнических работ на газовых сетях и в мастерской;
– Оснащение рабочего места;
– Номенклатура и назначение инструмента, приспособлений и спецодежды обучающийсяа;
– Подготовка рабочего места к работе, включение и выключение электрического, механизированного оборудования.
2. Практическое занятие на тему: «Работы по подготовке к ремонту трубопроводов и заготовительные работы. Гибка труб. Изготовление заготовок из труб, прокладок и заглушек»:
– Подготовка труб к ремонтным работам;
– Отрезание труб вручную ножовкой и труборезом;
– Отрезание труб механическим способом, использование электрифицированного инструмента;
– Подготовка заготовок с учетом допусков;
– Изготовление колен, отводов, калачей на трубогибочный станок;
– Контроль качества. Анализ качества изготовления деталей. Безопасность труда при выполнении заготовительных работ, колен, отводов, пирожки.
3. Практическое занятие на тему: «Ремонт резьбовых фланцевых и других соединений трубопроводов»:
– Ремонт соединения стальных труб на резьбе и на фланцах;
– Разметка и изготовление фланцев и прокладок из разного материала;
– Соединение неметаллических труб;
– Безопасность труда при выполнении работ.
4. Практическое занятие на тему: «Ремонт запорно-регулирующей арматуры»:
– Диагностика, подготовка и выполнение ремонта запорно-регулю¬ючои арматуры;
– Ревизия запорной арматуры, притирки клиньев, сборки деталей, испытания на герметичность;
– Контроль качества. Анализ качества ремонта;
– Безопасность труда при выполнении ремонтных работ.
5. Практическое занятие на тему: «Испытание запорно-регулирующей арматуры»:
– Безопасность труда при выполнении испытания на герметичность;
– Подготовка запорно-регулирующей арматуры к испытанию, проверка на герметичность давлением воздуха или керосином;
– Анализ качества испытаний.
Практическое занятие на тему: «Монтаж запорно-регулирующей арматуры»:
– Безопасность труда при выполнении монтажных работ в колодцах и на газопроводах;
– Монтаж запорно-регулирующей арматуры и газового оборудования в ГРП, ШРП, котельных, на газопроводах и в колодцах;
– Анализ качества монтажных работ.
Практическое занятие на тему: «Ремонтные и регламентные работы при обслуживании регуляторных установок»:
– Безопасность труда при выполнении регламентных работ;
– Выполнение работ по ремонту и регулировке клапанов, регуляторов давления газа;
– Проверка состояния фильтров;
– Проверка момента срабатывания предохранительных устройств;
– Контроль качества выполненных работ.
Практическое занятие на тему: «Ремонтные и регламентные работы при обслуживании внутридомового газового оборудования»:
– Проведение ремонтных и регламентных работ газовой плиты;
– Проведение ремонтных и регламентных работ водонагревателя;
– Проведение ремонтных и регламентных работ газового бытового котла;
– Контроль качества выполненных работ;
– Безопасность труда при выполнении регламентных работ в здании.
Практическое занятие на тему: «Ремонт элементов газового оборудования с применением различных видов сварки»:
– Ремонт елементов газового оборудования с применением электросварки и газосварки;
– Применение элементов наплавки металла при ремонте газового оборудования;
– Контроль качества выполненных работ;
– Безопасность труда при выполнении сварочных работ.
Практическое занятие по теме «Ремонт полиэтиленовых газопроводов»:
– Ремонт полиэтиленовых газопроводов с применением элементов различных методов сварки;
– Контроль качества выполненных работ;
– Безопасность труда при выполнении сварочных работ.
Достижение обучающимися целей формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки определяется для экспериментальных групп разработанной нами методике. Для обучающихся контрольных групп – традиционной методике [3, с. 209].
Во время проведения исследования по определению качества формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки по экспериментальной методике проведения практических занятий и методикой, использовавшейся в контрольных группах, контроль усвоения обучающимися понятий происходит при защите отчетов по теме практического занятия. При составлении заданий для оформления отчета, была поставлена задача сосредоточить внимание обучающихся на характерных особенностях строения газового оборудования и строении рабочих органов, специфические свойства которых, определяют процесс технологического обслуживания для качественного выполнения технологических операций. Такая задача обусловлена характером будущей профессиональной деятельности обучающихся, одной из основных задач которой является осуществление текущего и приемочного контроля качества работ. В первом случае проверяют соответствие технологических регулировок условиям работы с целью получения наивысшей производительности и качества выполняемых операций, во втором – соответствие основных показателей качества, заданным параметрам [4, с. 17].
Обучающиеся экспериментальных групп получают задание на подготовку форм, по которым они должны составить индивидуальный отчет о результатах овладения учебным материалом практического занятия, накануне проведения этих занятий с целью предварительной подготовки обучающихся к выполнению заданий по теме занятия.
Понятие зафиксировано как «усвоенное» или «неусвоенное» по результатам первой беседы с каждым обучающийсяом в процессе защиты ими отчетов о результатах овладения учебным материалом по теме практического занятия. Обучающиеся экспериментальных групп допускаются к защите отчета в том случае, если они:
- во-первых, получили положительную оценку по результатам теста или сдали письменую работу, свидетельствующую о том, что обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку по результатам тестового контроля, разработал учебный материал по теме занятия письменно;
- во-вторых, отчеты по теме практического занятия полностью оформлены;
- в-третьих, защита отчетов происходит в порядке, определенном структурным построением каждого модуля;
- в-четвертых, отчет по теме практического занятия, кроме первого, считается защищенным не только в том случае, когда обучающийся овладевал каждым понятием и отвечал на дополнительные вопросы по теме предыдущего практического занятия, но и выполнял наладку соответствующего оборудования, что свидетельствует о прочности усвоения им знаний и получение определенных профессиональных умений. Обучающиеся контрольных групп задание для оформления отчета получают в начале каждого практического занятия. Защита отчетов обучающимися контрольных групп происходит в условиях его полного оформления и в порядке, определялся структурным построением практических занятий.
Защита отчетов обучающимися контрольных и экспериментальных групп проходит в индивидуальном порядке, через беседу каждого обучающегося с масером производственного обучения или преподавателем. Ответы на вопросы, предложены во время беседы, требуют от обучающихся знаний, характеризующих полноту и глубину понятия, подлежащего усвоению. Так, например, во время контрольной беседы по теме практического занятия «Ремонтные и регламентные работы при обслуживании регуляторных установок» для того, чтобы установить, как обучающийся овладел понятием «Выполнение работ по ремонту и регулировке клапанов и мембран регуляторив давления», предложено ответить на такие вопросы:
– Назовите основные рабочие органы, которыми укомплектуется регулятор давления?
– Назовите основные рабочие органы, которыми комплектуется регулятор давления?
– Назовите виды клапанов регуляторов давления?
– Объясните назначение мембраны регулятора давления?
– Объясните правила установки мембраны в регуляторе давления?
– Назовите возможные неисправности клапанов регуляторов давления?
– Назовите возможные неисправности мембранного устройства регулятора давления?
– Назовите предел настройки регулятора давления на заданный режим срабатывания?
– От чего зависит степень неравномерности регулирования давления газа?
– Назовите пределы колебания регулируемого (входящего и исходящего) давления газа?
– Скажите, как подобрать марку регулятора давления в зависимости от размера клапана?
– Назовите порядок наладки регулятора давления, установленном в газорегуляторных пунктах?
По результатам такой беседы определяют характер усвоения обучающимися каждого понятия. Правильные ответы на все предложенные вопросы свидетельствуют, что знания, которые сформировались у будущих техников, являются углубленными до уровня предметно-умственных умений оперировать этими понятиями.
Разработанная методика второго этапа практической подготовки, способствует активизации системы представлений для применения в условиях учебной практики, сложившейся у обучающихся. Выполняя функцию ориентировочной части деятельности, система представлений обеспечивает сознательное выполнение упражнений, эффективно влияя на процесс успешного формирования у будущих техников комплекса профессиональных предметно-практических умений.
Таким образом, экспериментальная методика формирования профессиональных умений в процессе практической подготовки будущих техников по эксплуатации газовых объектов на занятиях практик построена с использованием положительных элементов организации учебного процесса по модульной технологии. Экспериментальная методика построена на практическом применении, сформированного на первом этапе комплекса умений путем выполнения обучающимися упражнений в виде практических заданий и решения учебных ситуаций проблемного характера.
Выводы: Разработанная экспериментальная программа и методика формирования профессиональных умений, предполагает создание информационно-ориентированной среды, сочетание различных форм организации учебной деятельности в образовательной организации СПО, использование технологии модульного обученияв процессе проведения практик, многофункционального комплекса взаимодополняющих интеллектуальных (задач и заданий) и материальных средств обучения и контроля, имитирующих реальные профессиональные ситуации, происходящие на производстве.
Список использованной литературы
Педагогические технологии: Пособие / И.Ф.Прокопенко, В.И.Евдокимов. – Харков: Основа, 1995. – 105 с.
Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. – Томск: Изд-воТомского ун-та, 1988. – 222 с.
Волошин М.М. Основи теории и методики обучения технических дисциплин в высшем учебном заведении аграрно-технического профиля: Монография / Под ред. Демина А.И., Самокиша М.И. – Каменец-Подольський: «Абетка-НОВА», 2002. – 336 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологиии обучения. – М., 1995.


© Д.И. Подокшина, 2016
Блок модуль

І
учебный элемент

ІІ
учебный элемент



І
Бригада
(подгруппа

ІІ
Бригада
(подгруппа



І
учебный элемент


ІІ
учебный элемент


ІІ
Бригада
(подгруппа


І
Бригада
(подгруппа


Первый день изучения блока-модуля

Второй день изучения блока-модуля