Устный журнал:И.Алтынсарин-великий сын казахского народа


Классный час, посвящённый 175 –летию со дня рождения Великого педагога и просветителя: «Ибрай Алтынсарин- великий сын казахского народа»
Подготовила классный руководитель 10 класса КГУ «Соколовской специальной (коррекционной) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями в развитии». Лешкова Т.А.
Цель урока: Усвоение учащимися исторического материала о жизни и деятельности Ибрая Алтынсарина.
Задачи:
Образовательная – дать новые исторические сведении о великом казахском просветителе И.Алтынсарине.
Развивающая – развивать умение работать с историческим материалом, составлять коллаж, работать в группахДелать выводы и обобщения.
Воспитательная - пробуждение у учащихся интереса к творчеству И. Алтынсарина и формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
Форма: устный журнал
Оборудование: карта, карточки, портрет Алтынсарина, видеоматериалы о жизнедеятельности просветителя, оборудование для коллажа, книжная выставка.
Ход классного часа:
«Давайте,дети,учиться,
В памяти крепко навек,
Прочитанное сохраните!
Если будете учиться,
Знаний увидите свет,
Каждое ваше желанье
Яркий оставит след.
Давайте , дети, учиться!
В памяти крепко навек
Прочитанное сохраните!»
И.Алтынсарин.
Учитель: Наш сегодняшний классный час посвящён одному выдающемуся казахскому просветителю, человеку, который утверждал о том, что поступки и поведение людей должны служить примером для других, иначе говоря, все люди должны быть честными, справедливыми, служить обществу.
Приглашаю вас посмотреть одну видеопритчу:
1Просмотр видеопритчи: «Настоящий учитель».
-В чём смысл притчи?
-Каким должен быть настоящий учитель?(ответы ребят)
-Каким должен быть настоящий ученик? (ответы ребят)
Учитель: Настоящим учителем, педагогом-гуманистом,поэтом-литератором мы называем сегодня Ибрая Алтынсарина, который жил во второй половине 19 века, Он прожил всего 48 лет. Но для своего народа и в целом для общества он сделал очень много.
2.Учитель:Попрошу запечатлеть образ Ибрая Алтынсарина и годы его жизни и его призыв к молодёжи в ваших альбомах.(звучит видеозапись игры на домбре).
Учитель: Ибрай Алтынсарин получил довольно приличное для казаха образование и смог применить то, что знал и умел среди своего народа.
Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек    Он сделал карьеру Но, в то же время, он никогда не стремился к карьере, он занимался делом, которое любил - народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.Когда читаешь его письма в надежде найти в них подробности его частной жизни, то убеждаешься, что речь в них идет только о том, чтоб раздобыть хорошую мебель для школ, поддержать нового учителя. Они полны размышлениями о том, что и как преподавать киргиз-ским детям, заботами о создании новых учебников, об обучении детей родному языку.   Звали этого человека Ибрагим Алтынсарин, хотя известен он под уменьшительно- ласка-тельным Ибрай.. В имени Ибрай что-то домашнее, доброе. Судя по воспоминаниям современников, Ибрай был действительно человеком чистым и добрым. Есть воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Мозхохин пишет о нем так: «Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике. И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем»..   Что было главным в этом замечательном просветителе степи? Он с детства любил учиться, а потом любил учить, Алтынсарин искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше.
«Великий сын казахского народа»
ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН (1841 - 1889) 175 лет
1 ноября 2016 года исполняется 175-лет со дня рождения великого педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина. В нашей республике его имя носят 50 школ, Рудненский социально-гуманитарный колледж, Аркалыкский государственный педагогический институт и с 1996 года - Национальная академия образования.
Имя Ибрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Многогранная творческая и общественная деятельность Ибрая Алтынсарина была направлена на приобщение казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.
Основатель первой русско-казахской светской школы в Казахстане,создатель алфавита на основе русской графики.
Загадки:
Белый баран ушел, а черный остался ( снег и земля весной)Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь
свободной оставил (зубы и язык)Есть один белый дом, но если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо). А вот пословицы:Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.
2.Библиотечная выставка, обзор книг Ибрая Алтынсарина и рассказ библиотекаря:
ИЗ БИОГРАФИИ- Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Его отец, Алтынсары погиб при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Мальчик воспитывался у своего деда, известного бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи и занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети киргизов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет.Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.
    Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальник его, Василий Васильевич Григорьев- ученый- востоковед, поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной - докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз,- все остальное время Ибрай не отрывался от книг. По совету Григорь-ева, все незнакомые слова он выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. Тогда терпение начальника лопнуло, и он прогнал любознательного ученика. Но судьба свела Алтынсарина с очень интересным человеком- Николаем Ивановичем Ильминским. Тоже ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссио-нером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпеливее, и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.    Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.    В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской колы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».    4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра!. Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски.Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощни-ком уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области. Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.  «На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот., является апатия как у учащих, так и у учащихся». Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».
    Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу.    При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебни-ки. Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. Об Алтынсарине говорят как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназна-чены для первой хрестоматии для казахских школ, он хотел, чтоб дети, н  ачиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали. Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта. Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа.Вот некоторые из них, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:Белый баран ушел, а черный остался ( снег и земля весной)Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)Есть один белый дом, но если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо). А вот пословицы:Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвяще-ние»Знаний увидев свет.Дети, в школу идите!В памяти крепко навекПрочитанное сохраните! 
3Просмотр видеоматериала: «Ибрай Алтынсарин»
4.Учитель:Каждому из вас я дам листочек с качествами характера человека, а вы по вашему усмотрению выпишите в альбом именно те, которые присуще Ибраю Алтынсарину.(звучит видеозапись Кюй)
5.Учитель:А сейчас послушайте один рассказ Ибрая Алтынсарина,который называется-«Богатство»
Один мудрый человек перед смертью вызывает к себе сына и говорит: «Я спрятал под землёй несметное богатство и, если ты выкопаешь его,то никогда не будешь голодным.» Похоронив отца, сын целыми днями копал землю, искал клад. Однако поиск не увенчался успехом. Расстроенный сын пошёл за советом к мудрому соседу. Мудрый сосед-старец сказал: «Ты не понял смысла отцовского завещания. А смысл в том, что под богатством он имел в виду участок земли,оставленный им тебе в наследство»

Ответьте на вопрос- Как понять смысл завещания?(Если он не будет лениться обрабатывать землю, своевременно сеять и убирать, то никогда не будет бедным, приобретёт богатство в земле и труде.)
6.Учитель: Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором. То поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.
7.Просмотр видеоролика : «Памяти Ибраю Алтынсарину»
(учитель цитирует) Наш классный час подошёл к концу.
Спасибо всем за внимание.