Конспект открытого занятия Извержения вулкана


Негосударственное образовательное учреждение
ДЦ «Акварель»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Извержение вулкана».

Воспитатель: Шайдулина Люза Зиннуровна
(первая категория)
г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев 27/1
2015г.
Перечень литературы;
Конспект занятия был разработан мной и частично взят с этого сайта http://vospitatel.com.ua/zaniatia/nejivaya-priroda/vulkan.html
Цель:• познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;• развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;• поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;• развивать аккуратность, взаимопомощь.Оборудование:• картинки с изображением вулканов;
• карты России на каждую парту;
• поддоны;
• картон,
• сода;
• уксус;
• сухая красная краска;
• моющая жидкость;
• чайные ложки;
• пипетка;
• глобус.Предварительная работа: изготовление макета горы, конуса из картона и монтажной пены.
Ход занятияВоспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус.Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов. Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Знаете, как раз сегодня, заглянув в почтовый ящик, я обнаружила там письмо из туристической фирмы, в котором говорится что нам предлагают бесплатно посетить горы на Камчатке и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда давайте рассмотрим наш маршрут по карте, которые лежат у вас на столах.Дети садятся за столы и рассматривают карты. На карте отмечен маршрут путешествия, который начинается с равнины и проходит через моря, плоскогорья и заканчивается в горах на Камчатке. Дети по ходу исследования отвечают на вопросы:- Какие растения растут на равнинах? Какие животные обитают?
- Какие растения растут в пустынях? Какие животные обитают?
- Какие растения растут в горах? Какие животные обитают?
- Какие растения есть в морях? Какие животные обитают?
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озёрах?
- Где удобнее жить человеку и почему?
На половине пути следования проводится физкультминутка.Физкультминутка.Мы шагаем по равнинеРаз-два, раз-два.А теперь плывём на льдинеРаз-два, раз-два.Вот идём по плоскогорьюРаз-два, раз-два.Забираемся на горыРаз-два, раз-два.А теперь мы отдохнёмРаз-два, раз-два.(дети сели на свои места)Воспитатель: Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на них есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы. Как вы думаете что такое вулканы?(ответы детей)Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно” . Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?Дети: Похож на пирамиду, конус.Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?Дети: На большую яму, воронку.Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?Воспитатель: Но сначала нам надо повторить правила безопасности при проведении опытов.Воспитатель: Хотите попробовать повторить этот опыт сами?Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.Воспитатель: Ну вот ребята а теперь нам пора возвращаться . Понравилось вам путешествие?А сейчас я приглашаю посетить выставку ваших рисунков про вулканы, которые вы рисовали на прошлом занятии.Дети рассматривают рисунки и вспоминают о том, что было на сегоднешнем занятии.