Некоторые приёмы работы по развитию речи детей.


Некоторые приёмы работы по развитию речи детей.
Как известно, у детей 6 – 7 лет высоко развит игровой мотив. Поэтому младший школьник легко и с удовольствием включается в творческую деятельность, если она задана ему в игровой форме.
Творческая игра «Что на что похоже?», с которой я обычно начинаю работу по развитию речи первоклассников, вполне доступна для них и быстро увлекает всех ребят без исключения. Игра проводится таким образом: 2-3 ученика (отгадчики) выходят из класса, а остальные договариваются между собой о том, какой предмет они будут сравнивать. Отгадчики возвращается, и ведущий сообщает им: «То, что мы задумали, похоже на…». Ведущий даёт слово тому из играющих, кто первым нашёл сравнение и поднял руку. Правильно назвав ответ, отгадчик получает право назначить новых отгадчиков.
Первоначально смысл игры состоит для ребят в том, чтобы просто угадать предмет, задуманный другим. Задача педагога, соответствующая целям развития речи, заключается в том, чтобы переключить внимание детей с процесса отгадывания на результат творческой деятельности – на сравнения, возникающие в игре. Для этого учитель должен предложить участникам игры оценивать наиболее удачные сравнения товарищей. Это совершенно преобразит игру: теперь отгадчики будут нужны только для начала, а потом играющие станут сравнивать уже не для загадки и соревнования, а ради удовольствия самостоятельно находить хорошие сравнения и оценивать сравнения товарищей. Возникает ситуация общения посредством сравнений. Содержанием такого общения будет отношение играющих к задуманному предмету.
Так в игре формируется новый для ребёнка мотив общения: желание передать товарищам своё восприятие предмета, своё отношение к нему. Этот мотив поддерживается искренним интересом со стороны учителя и ровесников, он крепнет и развивается благодаря тому, что у ребёнка имеются средства реализации этого мотива: у младших школьников обычные предметы (дерево, люстра, веточка, снежинка и т.п.) часто вызывают своеобразные ассоциации, радующие и сверстников, и взрослых. Как правило, словесное выражение таких ассоциаций не вызывает у детей особых затруднений (а если иногда и вызывает, то учитель обязательно должен прийти на помощь).
Любой первоклассник может успешно участвовать в игре «Что на что похоже?». Успех укрепляет у него желание играть, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию речи, средств общения, новым удачам в творческих играх и т.д.
Чтобы литературная игра не утратила творческого характера (в этом случае она перестаёт быть средством речевого развития), необходимо помочь ученику осознать те критерии, по которым он оценивает сравнения своих товарищей. Не трудно обратить внимание первоклассников на то, что им нравятся те наблюдения, которые новы, неожиданны для слушателей и точно выражены. При каждом подходящем случае необходимо стремиться к тому, чтобы показать ученикам, что именно неожиданность и точность их высказываний доставляют удовольствие слушателям, вызывают у них улыбки, приносят им радость.
Таким образом сначала речь товарищей, а затем своя собственная становится объектом оценки, а самооценка эффективно стимулирует дальнейшее речевое развитие.
Можно назвать много литературных игр, развивающих как мотивы, так и средства общения, например: «Допиши сказку», «Придумай начало», «Словесное рисование», «Кто больше заметил?» и др.
Особое место среди творческих игр, способствующих развитию речи, занимают игры-драматизации. Переходом к этим играм в системе работы по речевому развитию могут быть игры с такими условиями:
- Допиши сказку, чтобы было интересно, а потом мы посмотрим, кто лучше придумал: ты или автор.
- Перескажи сказку от имени персонажа, а мы угадаем, от чьего имени ты говорил.
- Опиши комнату, улицу, происшествие от имени врача, полицейского, спортсмена и т.д., а мы угадаем от чьего имени…
- Перескажи сказку, как её пересказал бы…
Творческие игры-драматизации позволяют создать ситуацию, в которых дети полностью раскованы и способны мобилизовать все свои возможности на решение речевых задач.