Статья Особенности обучения письму детей с РАС в школе.


Особенности обучения письму детей с РАС в школе.Учитель русского языка Владимирова Е.В.,
г. Торжок
Процесс овладения письмом достаточно сложный. Плохо развита мелкая моторика, нет учебной мотивации. Перед учителем стоит сложная задача.
Еще более сложная задача стоит перед педагогом в условиях инклюзии, когда в классе есть ученик с расстройствами аутистического спектра. У педагогов возникает вопрос о необходимости особого подхода к таким детям. Существуют принципы, на которые могут опираться учителя при обучении детей.
Принцип специального структурирования деятельности. Внимание у детей с РАС рассеянное, поэтому урок должен строиться по специальной структуре. Она повторяется изо дня в день, в определенном порядке и меняются только задания внутри. Ученику с РАС становится легче, когда он заранее знает, какие виды деятельности и каком порядке будут даваться на уроке. Это позволяет распределить силы ребенка, справиться с тревогой. Необычная структура урока позволяет ребенку организовать внимание, научиться планировать свою деятельность. На уроке помогают пиктограммы, символические рисунки, которые обозначают разные виды деятельности. В начале урока дети составляют план, который вывешивают в начале урока. Такие пиктограммы помогают не только на уроке, но и во всей школьной жизни. Это помогают организовать поведение в пространстве школы. Это способствует легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Принцип осмысленности. Дети с РАС часто отвлекаются на уроке, выполняют задания механически. Учителю должен добиться осмысленного выполнения заданий.
Принцип вариативности заданий. В инклюзивном классе учитель имеет разную степень подготовки. Учитель дает задания с разной степенью сложности, используя учебное время с максимальной эффективностью.
Например, ребята ищут картинки, которые начинаются на букву Т, если они что-то просят, поднимают определенную картинку.
Принцип лаконичности и простоты инструкции учителя. Дети с РАС не всегда понимают просьбу учителя. Но учитель не упрощает свою речь при объяснении , только при просьбе выполнить определенного задания учитель упрощает речь , чтобы ребенку было понятно. Необходимо использовать одинаковые инструкции на всех уроках и во внеурочной деятельности. Учителю на протяжении всего обучения необходимо расширять словарь ученика, учитывая зону ближайшего развития.
Принцип специального «усиленного» поощрения ребенка. Необходима специальная система поощрения. Это не пятибалльная система. Это увлечения детей, сказочные герои, наклейки. В начале урока проходит двигательная разминка, упражнения, которые способствуют развитию координации и пространственной ориентировки. Выполняется пальчиковая гимнастика, которая помогает размять руки (около 3-5 минут). Можно гимнастику выполнять под музыку, под счет. Одна группа упражнений для кистей, другая статическая. Например, дети, подражая учителю, сжимают и разжимают пальцы рук. Далее переходим к игровым заданиям. Разбираются элементы букв, а помогают в этом сказочные герои. Эти сказочные герои помогают выполнять задания, тем самым вырабатывается контроль собственной деятельности. В прописях детям увеличиваются задания постепенно. На уроке выполняются занимательные задания, которые помогают отвлечься от повседневных, рутинных заданий. Например, домик из букв. Ребенку предлагают зачеркнуть все буквы в домике.
В конце урока детей поощряют не только словесно (о чем говорилось раньше).
Дети чувствуют свою успешность и увлекаются в процесс обучения. Дети допускают меньше ошибок, отмечается каллиграфический почерк.
Источники:
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.-СПб.: издательский дом «Литера»,2007
Никольская О.С. Аутичный ребенок6 пути помощи \ О.С. Никольская Е.Р., Баенская М.М. Либлинг.- М.: Теревинф.2012