Конспект логопедического урока в начальных классах Дифференциация А-О при оптико-моторной (диспраксической) дисграфии.


Дифференциация А-О при оптико-моторной (диспраксической) дисграфии.
Цели:
-учить учащихся различать звуки и буквы «а» и «о»;
-закрепить навыки пространственной ориентировки и ориентировки в схеме тела;
- развить навыки звукового анализа и синтеза;
-пополнить словарь, формировать фразовую речь.
Дидактические средства: схемы графического различения гласных, зеркала, картинки с гласными А и О, буквы А и О для работы у доски, раздаточные картинки из набора по математике с машинами, едущими в разные стороны, элементы букв.
Ход занятия.
Организационный момент. Посадка на пространственную ориентировку.
Инструкция: Сначала сядут те, у кого машинки едут вправо, затем те, у кого они едут влево.
Изучение нового материала.
Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами: «Кормление птенцов» (а), «Бублик» (о), «Хоботок» (у), «Улыбка» (и).
Сопоставление более широко открытого рта при произнесении (а) с буквой «а», состоящей из двух элементов и, следовательно, более широкой, с меньшим раскрытием рта при произнесении звука (о) с буквой «о», состоящей из одного элемента.
Угадывание гласных по беззвучной артикуляции.
Выкладывание букв из элементов ( можно выкладывать эти буквы из веревочки, вылепить из пластилина или выкладывать буквы, элементы которых вырезанные из картона).
Трансформация букв в соответствии с услышанным словом: мох, мать, ночь, лось, март, трон, сад, кров, рот, хвост, гром, кран, врач, трон, звон. (Дети поднимают карточку с услышанной буквой «а» или «о»).
Прописывание букв в тетради. Идет обработка соединений элементов. Затем можно прописывать соединения букв «а» и «о» с другими буквами: ол, ос, ал, ас…Обязательно должно быть тренировка в написании по строчке с проговариванием.
Сопоставление слов-паронимов по смыслу и звучанию, запись слов в два столбика, придумывание коротких предложений с каждым словом для уточнения словаря.
Сом-сам, дом-дам, мой-май, вор-вар, бок-бак, стол-стал, зол-зал, точка-тачка, полка-палка, кочка-качка, полки-палки.Запись букв «а» и «о» из продиктованных слов: слон, волк, флаг, кот, парк, шарф, крот, кол.Подбор картинок к схемам:
_а_, _о_, о_а, _а_а, _а_о, _о_о, _о_о_, _а_а_а, _о_а_а, о_о_а. (Работа у доски).
Картинки: мак, дом, сапог, сова, моток, майка, молоко, сарафан, собака, корова, парта, балон.Аналогичная схема проводится в тетрадях. Зарисовываются схемы и записываются слова под диктовку: год, два, мороз, карта, золото, палата, масло, оса, голова, паровоз…Составление слов из «рассыпушек»:
О,м,с о,м,д о,н,к,и щ,р,о,бО,л,в а,к,р о,с,т,л ж,р,о,м О,т,б к,а,б н,о,к,о м,р,о,кК,о,б р,а,п р,т,т,о н,у,а,л Р,о,с р,а,д н,а,у,л н,о,л,сСписать, вставляя пропущенные буквы «а» или «о».
Р_к, с_к, л_к, г_л, р_т, с_д, ш_г, к_м, р_г.
Работа с текстом.
К_тик и к_злик.
Т_м к_тик ус_тый по с_дику бр_дит,
А к_злик р_гатый за к_тиком х_дит.
И л_пОчк_й к_тик м_ет св_й р-тик, А к_злик сед_ю трясёт б_р_д_ю.
Подведение итогов занятия.
Повторить, чем отличаются буквы «а» от «о».