Конспект подгруппового логопедического занятия Буква и звуки М

Конспект подгруппового логопедического занятия
( подготовительная группа, ФФН)

Тема: «Звуки [м], [м`], буква «м».
Лексическая тема: «Игрушки».
Грамматическая тема: «Согласование имени существительного с именами прилагательными».

Цели:
формировать умение различать твердые и мягкие согласные на примере звуков [м], [м`];
развивать фонематические процессы через упражнение в определении места и количества звуков в слове;
уточнить знания детей по теме «Игрушки»;
обогащать словарный запас учащихся через упражнение в подборе имен прилагательных, словообразовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
воспитывать любовь и уважение к матери.



Оборудование: игрушки с буквой «м» в названии, «звуковой домик»,
синие и зеленые карточки, индивидуальный комплекс
артикуляционной гимнастки, карточки для домашнего
задания, разрезная азбука, презентация.














Ход занятия.

Организационный момент.
Сядет тот, кто быстро ответит на вопросы:
- Какая буква в алфавите стоит перед буквой «д»?
- после буквы «л»?
- Назовите 4 букву алфавит.
Самые активные получат в конце занятия сюрприз.
Артикуляционная гимнастика.
Улыбнитесь себе в зеркале, соседу по парте.
Точечный массаж. Для чего выполняем?
Какое упражнение из артикуляционной гимнастики вам нравится больше всего? (выполняют)
Какое упражнение для вас самое трудное? самое веселое?
Индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики на карточках.
Для чего мы выполняем артикуляционные упражнения?
Слоговые ряды(повторение, затем - повторение с разной интонацией)
ма – мо – му – мы
мо – му – мы – ма
ма – ма – мо – мо
ми – ме – ми – ме – ми
Сообщение темы и цели занятия.
-Кто уже догадался, над какими звуками мы сегодня будем
работать?
- Чему мы сегодня будем учиться?
(различать звуки [м], [м`]) слайд 1
Работа по грамматической теме занятия.
- Как вы считаете, для чего я приготовила столько игрушек?
- Я предлагаю вам поиграть в «Магазин игрушек».
Но магазин не простой: можно купить игрушку, которая подходит к теме нашего занятия, а затем подобрать для нее
«красивые» слова.
Игра
- Какие игрушки мы купили? (со звуками [м], [м`])

Характеристика звуков.
- Кто сможет заселить звуковой домик?







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Кто сегодня будет звуком [м]? Звуком
·[м`]?
( ученик выходит к доске и дает характеристику звука от своего имени)
- Придумайте слова с [м], с[м`].
Связь звука с буквой.
На что похожа буква «м»?
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы»
А между тем получилась буква «м».
(дети парами изображают букву «м»)
Кто уже изучал букву «м» на уроках?
(один ребенок пишет букву на доске,
остальные – выкладывают букву из элементов)
Напишите букву «м» в воздухе.
Пальчиковый массаж.
Обведите букву «м» в тетради.
Дифференциация [м] - [м`].
Компьютер дает нам сигнал о проблеме. Он выбрал себе игрушки – мишку и мышку, а как правильно записать названия этих игрушек – не знает. Поможем?
мшка мшка слайд 4
- Что на письме указывает на твердость согласного?
- Какие гласные буквы показывают твердость? Мягкость?
Игра на внимание «Что изменилось?» слайды 2,3
Игра «Не зевай, карточку показывай!»
( синие и зеленые карточки у каждого ребенка)
ма, ми, мо, му, ме, мя, мы.
Физминутка
Работа в парах.
-Из букв составить слово.
(мак, домик, мама)
-Поднимите руку, у кого получилось
*слово с мягким [м`],
*cлово из трех звуков,
*слово, в котором два звука [м]
МАМА – это первое слово, которое каждый из нас научился говорить.
- Как вы ласково называете маму?
25 ноября – День матери.
- Давайте сделаем нашим мамам небольшой подарок –
Будем называть их только ласково.
Первичная проверка знаний.
- как вы думаете, мама радуется вашим успехам?
- Я уверена, что ваши мамы будут очень рады, если вы сейчас правильно выполните задания компьютера:
*Компьютер будет показывать вам картинку игрушки, а вам нужно определить, какой звук - [м] или [м`] есть в этом слове и нарисовать кружок соответствующего цвета.
слайд 5
Самопроверка (с компьютером).
- Кто выполнил задание без ошибок?
Итог занятия.
Кто считает, что научился различать звуки [м], [м`]?
Какой момент в занятии понравился?
В какие игры вы можете поиграть дома?
Кто заслужил сюрприз? (оценивание работы учащихся на занятии)
Домашнее задание. ( дифференцированно)
Составь рассказ о любимой игрушке
Приготовь стихотворение о маме
На карточке – обведи по контуру игрушки с буквой «м» в названии.

М

[м] [м`]