Сборник упражнений с использованием технологии легоконструирования для коррекции речевых нарушений у младших школьников с моторной алалией


Сборник упражнений с использованием технологии легоконструирования для коррекции речевых нарушений у младших школьников с моторной алалией
Вахитова Л.Ю.,
студентка 4 курса
специальности 44. 02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Кочнева Г.Н., преподаватель
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
На современном этапе развития коррекционной педагогики проблема речевого развития у детей остается одной из актуальных, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.
В каждой школе имеются дети с нарушениями речи, поэтому в системе образования разработаны специальные программы, позволяющие организовать работу с данной категорией обучающихся. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Статья 42 Федерального закона гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитие и социальную адаптацию, включение коррекционно-развивающих занятий, логопедическую помощь обучающимся. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.[1]
Девизом современного образования является «Прими ребенка таким, какой он есть!».
Недоразвитие речи у детей качественно и количественно может быть различно. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения. Соответственно возникает необходимость проведения оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В педагогике разработаны подходы к решению данной проблемы. Этой проблемой занимались ведущие отечественные дефектологи: Боскис Рахиль Михайловна, Спирова Людмила Федоровна, Сухомлинский Василий Александрович , . и многие другие.
В коррекционной педагогике, дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. [2]
Согласно клинико-педагогической классификации (авторы которой являются Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун), выделяются следующие нарушения устной и письменной речи:
1)расстройства фонационного оформления: афония, дисфония, заикание, дислалия;
2)нарушение структурно–семантического оформления высказывания: алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Алалия подразделяется на моторную алалию, сенсорную алалию, смешанную, или мотосенсорную алалию.
Подробнее рассмотрим моторную алалию.
В данной классификации, моторная алалия рассматривается как системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера.
Любые нарушения речи требуют организации коррекционной работы по их устранению.
В «Педагогической энциклопедии» понятие «коррекция» - это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.
Соботович Е.Ф определяет следующие направления при коррекции моторной алалии: развитие мелкой моторики пальцев; развитие понимания речи; формирование общеречевых навыков; развитие самостоятельной речи; развитие связной речи, звукопроизношения. [5]
При организации коррекционной работы по коррекции тяжелых нарушений речи педагог применяет различные технологии. В современном мире достаточно актуальна технология конструирования.
По мнению Комаровой Т.С., конструирование – это практическая деятельность направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению.
Помимо традиционных методик обучения, в коррекционной работе используются наборы конструктора «ЛЕГО».
ЛЕГО – это набор деталей, которые соединяются друг с другом, чтобы стать одним большим объектом или целым рядом конструкций. Основой набора является кирпичик ЛЕГО – деталь, представляющая собой полный пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах.[4]
Коррекционные возможности применения технологии легоконструирования заключаются в следующем:
-быстро устанавливается контакт между ребенком и учителем;
-улучшается физическое состояние ребенка (развивается мелкая моторика рук, скоординированность движений тела, рук, пальцев);
-формируются и корригируются психические процессы, развивается эмоционально-волевая сфера ребенка;
-развивается функция речи.[3]
В связи с недостаточностью методических разработок для коррекции моторной алалии нами разработан сборник упражнений с применением технологии легоконструирования, направленных на коррекцию моторной алалии у детей младшего школьного возраста.
Целью методической разработки является: подбор упражнений с применением технологии легоконструирования, способствующих коррекции моторной алалии у учащихся младшего школьного возраста.
Упражнения предназначены для детей младшего школьного возраста с моторной алалией. Упражнения в сборнике систематизированы по основным направлениям коррекции моторной алалии в соответствии с классификацией Соботович Е.Ф. Все упражнения носят игровой характер.
В сборнике имеются следующие разделы:
-упражнения-игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев;
- упражнения-игры, направленные на развитие понимания речи;
- упражнения-игры, на формирование общеречевых навыков;
- упражнения-игры, направленные на развитие самостоятельной речи;
- упражнения-игры, направленные на развитие связной речи, звукопроизношения.
Данный сборник игр поможет в организации занятий по коррекции моторной алалии у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что современное конструктивно-игровое средство ЛЕГО позволяет построить учебный процесс на новом уровне, при котором трудные задачи решаются с помощью веселой игры.
Список литературы
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) "Об образовании" (с изм. и доп. , вступающими в силу с 29.01.2010) - М. : "Изд-во ЭКСМО - Пресс", 2010. с. 56
Гагарина В.В Психолого-педагогические основы коррекции недоразвития речи у детей с моторной алалией.
Кретова Н.В. Дополнительное коррекционное занятие ЛЕГО-конструирование // Программа обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/609031/
Специальная педагогика / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архип, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 400с
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.