Логопедическое заняти Дифференциация Р-Л. Звукобуквенный анализ слов 3 класс VIII вид


ШМО УЧИТЕЛЕЙ
специальной (коррекционной) педагогики
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

«Дифференциация звуков Р-Л.
Звукобуквенный анализ»
3 класс
Свищева Е.М., учитель-логопед
Цели:
Образовательные – уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков
Р и Л, отработка навыков правильного звукопроизношения, формирование умения дифференцировать звуки Р и Л в устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающие – развитие артикуляционной моторики, коррекция недостатков фонематического слуха, формирование фонематического восприятия, развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Р и Л
Оборудование:
индивидуальные зеркала,
графические изображения артикуляции звуков Р и Л,
цветные фишки,
наборное полотно,
карточки с буквами Р, Л,
предметные картинки,
мяч,
карточки с заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: - Здрав-ствуй-те! (фонетическая ритмика).
Мы с вами поздоровались, а теперь пусть поздороваются наши пальчики. ( «Здравствуй пальчик» дети по одному соединяют соответствующие пальчики – мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.)
Массаж биологически активных точек головы (8-10 движений на каждую точку):
- точка на лбу между бровями («третий глаз»);
- парная точка по краям крыльев носа;
- точка между нижней губой и верхней линией подбородка;
- парная точка в височных ямках;
- точка на затылочной части головы, чуть выше линии роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы (там, где ощущается углубление);
- точка между наружным слуховым проходом и краем нижнечелюстного сочленения (в области козелка уха);
II. Повторение.
- Мы продолжаем работу по развитию умения различать на слух и при письме согласные:
1. Давайте вспомним, какие бывают звуки
Гласные и согласные
Твёрдые и мягкие
Звонкие и глухие
III. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы хорошо работать на уроке, сделаем артикуляционную гимнастику:
«Лопатка»,
«Накажи непослушный язык»,
«Чашечка»,
«Вкусное варенье»,
«Маляр»,
«Качели».
IV. Уточнение и сравнение артикуляции звуков Р и Л.
Л
- Прослушайте слова и определите, какой звук в них повторяется:
Тулуп, волк, флаг, солдат, палка (звук Л).
Возьмите зеркала, произнесите длительно: Л-Л-Л, наблюдая уклад органов артикуляции.
Рассмотрите положение губ, языка, зубов в зеркале:
Губы открыты. Зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается за передние зубы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по краям языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух.
Определите: а) зажав уши ладонями, б) приложив ладонь к шее, участвует ли голос в образовании звука Л? (есть). Голосовые связки работают, горло дрожит, голос есть.
Дайте полную характеристику звука Л: согласный, твёрдый, звонкий.
Поставьте соответствующую букву на наборное полотно.

Р
Произнесите длительно: р-р-р, наблюдая уклад органов артикуляции в зеркале.
Изменилось положение губ, языка, зубов? Кончик языка принимает форму «Ложечки» и вибрирует у альвиол.
Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен.
Проверьте: а) зажав уши ладонями, б) приложив ладонь к шее, участвует ли голос в образовании звука Р? (да). Голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.
Дайте полную характеристику звука Р: согласный, твёрдый, звонкий.
Поставьте соответствующую букву на наборное полотно.
V. Дифференциация звуков Р-Л в слогах.
1. Чтение слоговой таблицы.
Задание: прочитайте слоги с ударением на первом, на втором, на третьем слоге.
РА – ЛА – РА
РЭ – ЛЭ – ЛЭ
РЫ – ЛЫ- РЫ
ЛЫ – РЫ - ЛЫ
2. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед называет слог, содержащий парный звонкий или глухой согласный, и бросает мяч ученику. Ученик должен вернуть мяч логопеду, называя слог, содержащий противоположный по звонкости-глухости согласный.
ЗЛО – ЗРО , БРЫ – БЛЫ, ЛАР – РАЛ, ЛУР – РУЛ
ГЛУ – ГРУ, ВРА – ВЛА, ЛОР – РОЛ, РЭЛ – ЛЭР.
VI. Дифференциация звуков Р - Л в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
- Сегодня вы выполните задания, за которые будете получать фишки. Но сами задания вам придётся отыскать в кабинете по карте. У каждого из вас есть карта класса, а на ней отмечены места, где спрятаны задания.
Итак, первое задание.
3.Нужно отобрать карточки с заданным звуком, и сказать в какой части слова находится заданный звук. (раздаётся по две картинки с заданными звуками, дети выполняют задание устно)
На одной из картинок – рыбка. Давайте вспомним стишок про неё.
Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка – озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Дыхательные упражнения
А как рыбка дышит в воде? (жабрами) – Вдох нос, выдох-рот.
А без воды рыба дышит ртом. – Вдох – рот, выдох – нос.
- Отыщем следующее задание
4. Слова.
Работа с карточками, нужно вспомнить цвета и записать их название, выделить буквы Л и Р.
- Ищем дальше.
5. Словосочетание.
На данных карточках вам нужно дописать слова, изменив их так. Что бы они подходили к первому слову.
солёные рыбка
крупная помидоры
золотая смородина
большой огурцы
красные пузырь
- Ищем последнее задание.
6. Предложения.
Вы все знаете скороговорку про Карла и Клару. Сейчас мы её вспомним, зарисуем, проговорим и вы попытаетесь её записать по памяти.
VII. Итог урока.
Логопед:
- С какими звуками мы сегодня работали? (Р и Л)
- До сви-да-ни-я! (фонетическая ритмика).