Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Извержение вулкана»


Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
Цель: познакомить дошкольников с таким природным явлением, как вулкан. Причиной его извержения, дать начальное представление о строение вулканов. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент - извержение вулкана.
Задачи:
- формировать интерес к окружающей природе;
- развивать у детей любознательность, познавательную активность в процессе выполнения опыта, воспитывать волевые качества, интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
.- расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава, жерло, вулкан, пепел, спящий вулкан, потухший вулкан, действующий вулкан.
- укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковую гимнастику.
Оборудование:
Поднос, муляж вулкана, уксус, сода, гуашь, моющая жидкость, иллюстрации с изображением вулканов,
Предварительная работа: просмотр презентации на тему: «Вулканы», разгадывание загадок, рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня Незнайка. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Мой друг Знайка, загадал мне очень интересную загадку, но я не знаю ответ на неё. Может вы, поможете мне отгадать её?
Воспитатель: Поможем Незнайке отгадать загадку?
Дети: Отгадаем, обязательно!
Незнайка загадывает загадку:
Я черный страшный великан,Что делать мне - решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать, А ну, попробуй угадать, Как же меня звать?Дети: Вулкан!
Незнайка: Какие вы молодцы! А что такое вулкан?
Воспитатель: Я расскажу сегодня тебе, Незнайка и вам ребята легенду, про древнего бога Вулкана. Слушайте внимательно:
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на иллюстрации.
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Верно, а что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма. Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике, а если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Незнайка нам скажет?
Незнайка: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Ребята, а сейчас мы с вами расскажем и покажем, как извергается вулкан.
Физкультурная минутка
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (приседают и поднимаются на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Мы сейчас с вами превратимся в волшебников. Хотите?
Дети: Очень хотим!
Воспитатель: Тогда пройдем в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.
(Проведение опыта).

Незнайка и ты садись рядом с нами. На поднос поставим наш « вулкан». Затем мы сыпем 2 чайные ложки соды в жерло вулкана и добавим 1 десертную ложку красной гуаши краски. 5 капель моющей жидкости (пипеткой). 5 чайных ложек воды. Все это хорошо перемешаем палочкой. И сейчас я добавлю уксус. Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: Теперь вы и наш гость Незнайка узнали, что такое вулкан и как он извергается? У нас в стране есть много вулканов. Они почти все находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Незнайка: Спасибо вам большое!
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? ( Ответы детей). Незнайка прощается с детьми и уходит.