Урок русского языка для 5 класса «Обозначение звонких и глухих согласных на письме»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
(Урок изучения нового материала)

Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме».

Общая дидактическая цель – создать условия для развития способностей учащихся средствами активизации учебной деятельности, используя проблемные грамматические задачи и здоровьесберегающие технологии.
Триединая дидактическая цель:
1) образовательная – создать условия для усвоения и применения знаний по теме занятия: знать особенности звонких и глухих согласных, об озвончении и оглушении согласных звуков; уметь правильно определять и находить согласный по звонкости-глухости, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
2) развивающая – создать условия для развития творческих возможностей, реализации развития речи учащихся;
3) воспитательная – создать условия для формирования культуры умственного труда, показать глубину и богатство возможностей русского языка;
4) здоровьесберегающая – снять зрительное напряжение, развивать мышцы глаз.

Ход урока
Целевой модуль.

Орг. момент.
(Доброжелательное приветствие учащихся, напоминание о правильной осанке.)

Актуализация.

- Какой раздел русского языка изучаем?
- Что изучает фонетика?
- На какие группы делятся звуки речи? Какие бывают согласные звуки?
- Отгадайте метаграммы.
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
2. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья обедает.
3. С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким- как огонь горячий.
(По мере разгадывания на доске появляются слова-отгадки: колос – голос, коса – коза, шар – жар.)
- Чем отличаются глухие и звонкие согласные звуки?
- Прочитайте предложение, начертите его схему.
Слон лев шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
- Сколько раз встречается в предложении [т]? Почему 4 раза, когда буква «т» в предложении встречается всего 3 раза? Что происходит с буквой «д»? С любым ли согласным может происходить данное явление?

Целеполагание.

- О чём будем сегодня говорить? Чему будем учиться? Сформулируйте тему и цель нашего урока.
(Мы сегодня 1) узнаем о том, как обозначаются звонкие и глухие согласные на письме; 2) будем учиться писать слова с парными по звонкости-глухости согласными .)

Микропауза (выполнение глазной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц глаза):
- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
- Выполните то же самое, часто моргая.

II. Процессуальный модуль.

Изучение нового материала.
- Откиньтесь на спинку стула. Прочитайте учебник на с. 112. скажите, что может происходить с парными по звонкости-глухости согласными?
- Замена звонкого согласного на глухой парный – оглушение, замена глухого согласного на звонкий парный – озвончение.(Записать понятия в тетрадь по теории, которую ребята ведут с начала учебного года.)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать согласный в слове?
- Сверим наши выводы с правилом, данным в учебнике.
-Объясните правописание слова ПОХОД.

Закрепление изученного.

Упражнение 1. Комментируемое письмо.
– Запишите только те слова, в которых происходит замена согласных звуков, объясните выбор согласной, правильно выделяя орфограмму.
Прорубь, отлёт, сказка, косьба, скользкий, столбы, озябший, варежка, молотьба, пастбище, текст, мороз, лёгкий, ловкий, матрос, просьба.
(Курсивом выделены слова, в которых происходит замена звуков).

- Распределите записанные слова на группы. (Озвончение: косьба, молотьба, пастбище, просьба. Оглушение: прорубь, сказка, скользкий, озябший, варежка, мороз, лёгкий, ловкий.)
- Используя слова с оглушением, составьте предложение о зиме.

Физкультминутка
(Проводится помощником учителя в течение 1 мин, направлена на снятие напряжения со всех групп мышц и предупреждение развития переутомления учащихся на уроке.)

Упражнение 2. Объяснительный диктант.
- Прочитайте текст. О чём он? ( Текст на парте у каждого ученика).
- Запишите только те предложения, в которых происходит оглушение. Выделите орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова». (Работа в парах.)
Пришла зима. Услужливый мороз затянул реки и озёра ледком. Резкий ветер теребит верхушки деревьев. До самых бровей нахлобучили они белоснежные шапки, надели пуховые варежки. Порхают по шишкам елей шустрые зимние птицы: снегири и клесты.


3. Микропауза (зрительная метка, цель которой – снять зрительное напряжение).

- «Соберите» пословицу, слова которой находятся в разных частях класса.
- Озвучьте пословицу («В мороз и холод каждый молод»).
- Какие слова, связанные с темой урока, встретились? Объясните их написание.

Аналитический модуль.

1. Подведение итогов.

– О чём сегодня говорили на уроке? С какой орфограммой познакомились?
- Что такое озвончение? Кто запомнил и может рассказать, что такое оглушение?
– Кто ещё запомнил орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»? Кому надо поработать над правилом дома?

2. Рефлексия.
- Кто доволен своей работой на уроке? Кто – нет? Почему? Какой вывод надо сделать?
- Что вам понравилось больше всего сегодня? Что показалось трудным? Почему?

3. Информация о домашнем задании:
- §46;
- упр. № 281.
15