Конспект подгруппового логопедического занятия по ффн


Конспект подгруппового логопедического занятия
«Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,
Ход занятия
Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа,  жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу  жду в волшебную страну.
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками  Ж (жуки, пчелки и т.д.)
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся?
- Ж.
- Правильно, Ж.
Введение в тему занятия
И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.
2. Характеристика звука ЖДавайте произнесем звук Ж.
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
- Какой он?
- Согласный, твердый, звонкий.
- А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?
- Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили,  звук Ж – звонкий.
- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
- Нет, мы видим и пишем буквы.
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
- Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
- Давайте из воска вылепим букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
4. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
- Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)
- А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
6. Логопедическая зарядка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает,  (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)
7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…  (ежик)
Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
- К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.
Еж ежик ежищеМедведь медвежонок медвежищеЖук жучок жучищеСнег снежок снежище
9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.
- А сейчас мы с вами порыбачим:
Много разной рыбы плавает в пруду.
Рыжик кот поймает на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро Ж найдите.
В разные ведерки рыбки положите.
Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.
Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.
10. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?
Сегодня все хорошо работали и я вам дарю буковки, которые вы слепили.