Непосредственно образовательная деятельность в детском саду по теме Извержение вулкана. ООПознавательное развитие(ФЦКМ)








«Извержение вулкана»
НОД ОО «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Подснежник»

















Воспитатель МБДОУ
детский сад №65 «Василёк» г.Брянска
Афонина И.В.



2015
Цель занятия:
ознакомление с природным явлением – извержением вулкана.

Задачи:
образовательная:
– познакомить детей с причиной извержения вулканов;
– обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
развивающая:
– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; развивать аккуратность, взаимопомощь;
– поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
воспитательная:
– воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
– учить правильному поведению в природной среде,
– закладывать основы экологической культуры личности.

Материал:
– картинки с изображением вулканов (презентация); сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; чайные ложки; пипетка, лупы

Предварительная работа:
– изготовление макета гор.

Ход занятия
(телемост)
К детям в гости приходит дедушка Знай. (презентация, слайд№1)

Дедушка Знай:
Здравствуйте, ребята!
Как живете? Вот так! (показывают большой палец)
Как идете? Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)
А бежите? Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)
Ночью спите? Вот так! (руки под щеку, нагнуть голову)
Как берете? Вот так! (ладонь в кулачок)
А даете? Вот так! (ладонь раскрыть)
Как молчите? Вот так! (прикрыть рот ладонями)
А грозите? Вот так! (погрозить соседу пальчиком)

- Ребята, я знаю, что совсем недавно вы познакомились с горными породами и минералами
Вы не могли бы мне о них рассказать?

Восп: д. Знай хочет знать:
- что вы знаете о горных породах?(ответы детей: это такие горы, в которых находятся разные вещества(минералы))
- какие горные породы вы знаете? (ответы детей: гранит, мрамор)/эти ответы могут сопровождаться выбором нужного на доске/
- А где они применяются? (ответы)
- Реб, а что вам известно о минералах? (они содержатся(из них состоят) в горных породах)

- Какие минералы вы знаете, которые стали драгоценными или полудрагоценными камнями? ( рубин, алмаз, бирюза)
- - Где их применяют? (делают украшения; алмаз вставляют в стеклорез, для того, чтобы резать стекло;)
- Какой из этих минералов самый твердый? (алмаз)
- А какие минералы используются в быту? (каменная соль, магнитный железняк, графит)
- Что вы о них знаете? (кам. соль растворяется в воде, её раствором с йодом лечат ангину; магн. железняк притягивает магнит, из него делают железо, он тяжелый; из графита делают карандашные грифели)
(д.Знай благодарит детей за рассказ)


Воспитатель:
- Дедушка Знай, дети тоже хотят задать тебе вопрос: а что такое вулкан?
Посмотри, какой мы сделали макет гор.
В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь, а то мы мало, что знаем о вулканах.

Дедушка Знай: (презентация)
(слайд №1), -Да, конечно, я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана,
( слайд №1)но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
   «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть «ВУЛКАНАМИ».

Воспитатель:
-Вот это да, Дедушка Знай, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. (слайды №2,3,4)
- И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов: потухшие, (слайд 5,6)
спящие – которые могут в любой момент взорваться огненной лавой(слайд 7,8), и действующие(слайд 9,10) – постоянно извергающие фонтаны брызг горячей лавы.
- Ребята, а какой формы вулкан, на что он похож? (на пирамиду, конус.)
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?(на большую яму, воронку.)
Это часть называется кратер. (слайд №11)Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Физкультминутка



Последствия извержения вулкана (слайд 13,14,15. 16)

Приглашение в исследовательскую лабораторию (слайд 17)
(Д.Знай дал схему проведения опыта, вывесить на доску)

Воспитатель предлагает детям провести опыт (слайд №18, муз сопровождение)

Воспитатель(по схеме)
Вначале помещаем в «жерло» вулкана одну чайную ложку соды.. Что затем? (немного красной сухой краски), далее. 5 капель моющего средства. А теперь внимание! Следующая жидкость на схеме дедушки Зная обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.(состав вливается в другое жерло)

Воспитатель:
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».

Воспитатель:
- Дедушка Знай, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.
- Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.
(деление на 3 группы, у каждой группы свой тазик с водой; у каждого ребенка по куску пемзы и простому камню)
- А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

Заключение
Друзья, вот и окончился наш сегодняшний телемост с д.Знаем. Что вы расскажете своим родителям? Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? (ответы детей).

Сюрпризный момент.

Ребята, вы были очень любознательными и активными, поэтому на память об этом дне, я хочу вам подарить по кусочку пемзы, чтобы вы никогда не забывали как мы вместе делали извержение вулкана.



15