Внеурочная деятельность 5 класс «Декупаж в семье декоративно-прикладного искусства»



Утверждаю
Директор школы__________ Галай Н.К.
«______» ___________ 2015 г.




МБОУ «Соловецкая СШ»
Тематическое планирование
Внеурочная деятельность
5 класс
«Декупаж в семье декоративно-прикладного искусства»

количество часов в неделю по программе - 1 час
общее количество часов по программе в год – 35часов
















Ф.И.О. учителя: Майбах Т.В.





Пояснительная записка

Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания уч-ся произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Ребята учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет ученикам огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Актуальность
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Содержание программы декоративного творчества «Декупаж» творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Народное и декоративно-прикладное ремесло является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного мастерства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного мастерства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства и ремесла особенно возрастает в наше время. Роспись, плетение, соломка, вышивка, биссероплетение вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Керамика, роспись, декорирование доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров-ремесленников.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.



Цели программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного творчества.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания культуры, традиций народов и эстетику ведения домашнего хозяйства.
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Задачи программы:
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного творчества.
Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров прикладного мастерства.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Создавать предметы декоративно-прикладного творчества.
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; 6. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
принцип наглядности;
принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

Программа декоративного творчества «Творенье рук на благо дома» внеурочной деятельности разработана для обучающихся 5 классов общекультурного направления в соответствии с новыми требованиями ФГОС, которая рассчитана на один год обучения, 35 чассов, 1 час в неделю во внеурочное время.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности и развивать эстетическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты обучения
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов: гжельской керамики, городецкой и хохломской росписи по дереву, жостовской росписи по металлу и др.

Метапредметные рузультаты
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вно сить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;
осуществление собственного творческого замысла, связанного с созданием выразительной формы игрушки, посуды или предмета быт, панноа и украшением ее декоративными видами рукоделия своего края.
освоение характерных для того или иного промысла основных элементов народного орнамента своего края;
осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
Критерии контрольных требований.
знать основные направления декоративного творчества;
уметь различать основные и составные цвета и элементы в работе
находить в прессе информацию выставках работ декоративного творчества народов своего государства;
уметь использовать декорирование материалов;
уметь применять средства художественной выразительности в своих работах;
уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
иметь начальные знания по идам прикладного творчества;
уметь ориентироваться в подборе материала для выполнения своей работы;
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
уметь отличать различные виды декоративного творчества;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний,
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.




Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.


















Учебно-тематический план. 5 класс. 35 часов




Н Наименование темы (раздела)

Из них
Формы
контроля



Всего
часов

теория
практика


1
Введение
1

1
Диалог, опрос

2
Декупаж –
украшение блюд из
овощей и фруктов
8
2
6
Наблюдение, просмотр творческих работ

3
Разновидности
декоративного панно
11
2
9
Наблюдение, просмотр творческих работ

4
Свит-дизайн
Оформление подарков
7
1
6
Наблюдение, просмотр творческих работ

5




Коллаж
5
1
4
Наблюдение, просмотр творческих работ

6 6
Русское народное творчество
1

1
Выставка творческих работ уч-ся


Резерв
ИТОГО:
2
35









Содержание программы
Введение – 1 час. Ознакомление с декоративно- прикладным творчеством, народными художественными ремеслами.
Декупаж – предметов при помощи двужслойных салфеток – 8 часов.
История техники декупажа. . Краткие сведенияих истории этого современного
творчества. Изделия декупажа – применение их в быту и интерьере.
Разновидности декоративного панно –11 часов.
История возникновения панно, как одного из видов украшения интерьера. Разнообразные направления декоративного панно. Техники его изготовления: панно -декупаж, панно – инкрустация соломкой, панно - инкрустация пищевыми продуктами

Свит-дизайн. Оформление подарков - 7 часов
Новая современная техника декоративного творчества. Простое оформление подарка.
Предметы в технике свит-дизайна (например: мяч, башни, автомобиль,ианино и т.д –
выбор за учащимися) Разные приемы оформления в технике свит-дизайна – сложная
техника свит-дизайна
Коллаж – 5 часов.
Цвет в технике коллаж, сочетание красок. Подбор орнамента и создание композиции, украшение деталей интерьера декоративными элементами коллажа в традициях своего региона.

Русское народное творчество – 1 час.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: выполнение работ в техниках декоративного творчества и ИТОГ - проведение выставки.

Список литературы 1.Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995. 2.Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
3.Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996 4.Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007. 5.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
6. сайт «СТРАНА МАСТЕРОВ»
7. сайт «ПОДЕЛКИН ДОМ»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




дђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315