Рабочая программа Партерная гимнастика

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Железногорская детская школа искусств»
управления культуры администрации г.Железногорска











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УП.02. ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА



дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства ПО.01.
«Хореографическое творчество»






Срок обучения 1 год















Железногорск
2016
Содержание:






I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. стр. 3

II. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.... стр. 4

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА... стр. 4
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ.................... стр. 9

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК............................................................................................... стр. 10

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.. стр. 11

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 12















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Партерная гимнастика» - учебный предмет типового учебного плана детских школ искусств по направлению деятельности «Хореографическое искусство» для учащихся 1 классов 4-летнего срока обучения.
Программа рассчитана на два года обучения, 1 час в неделю.
Цель учебного предмета – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Основные задачи:
укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
формирование навыков культуры движений;
развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления), чувства коллективизма;
воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся детской школы искусств необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным. Данную проблему помогает решить учебный предмет «Партерная гимнастика».
Партерная гимнастика (фр. «parterre» по земле) выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
Занятия по учебному предмету «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность. Они развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танца.

II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела и темы
Количество
часов

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение
1

Раздел 1. Упражнения для разминки

Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
1

Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
1

Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
1

Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики

Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
3

Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности и гибкости коленного сустава
3

Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
3

Тема 2.4. Упражнения для развития танцевального шага
3

Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
3

Тема 2.6. Упражнения для развития гибкости позвоночника
3

Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья
1

Тема 2.8. Комплексы упражнений партерной гимнастики
9

Всего:
32


Соотношение количества часов, порядок последовательности тем могут варьироваться в зависимости от уровня природных данных учащихся.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Первый год обучения

Введение.
Беседа о содержании, основных задачах и значении учебного предмета.
Раздел 1. Упражнения для разминки
Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, «гусиным шагом», с переплетающимися ногами и т. д.
Марш на месте, по квадрату, по кругу, по прямой, по диагонали, в построении в линии, шеренги, колонны, размыкания и смыкания.
Марш с добавлением движений:
-головы повороты, наклоны;
-рук поднимание, опускание перед собой, над головой;
-с хлопком, за спиной;
-круговые движения руками вперед, назад, поочередно и вместе;
-вращательные и сгибательные движения кистями;
-корпуса повороты, наклоны влево, вправо;
-ногами с вытянутого подъема стопы, с подъемом колена вверх, с подъемом на полупальцы, с приседанием на полупальцах.

Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения, развивающие гибкость шеи:
-наклоны,
-повороты,
- круговые движения головой.
Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти:
-одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук;
-сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
Упражнения, развивающие подвижность позвоночника:
-сгибания и разгибания,
-наклоны, повороты вправо и влево,
-круговые движения, скручивания корпуса.

Упражнения, развивающие подвижность коленных суставов:
-приседания,
-выпады,
-горизонтальные круговые движения коленями.
Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц стопы:
прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками;
подъем стоп, не отрывая пяток от пола;
шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;
приседания, не отрывая пяток от пола;
тренировка мышц свода стопы, поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, позициям ног;
приседания и подъем на высокие полупальцы;
стретчинговые упражнения (активные).
Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
Напряжение и расслабление мышц
шеи;
ног;
рук;
всего корпуса.
Подъем и сброс плеч. «Твердые» и «мягкие» руки. «Твердые» и «мягкие» ноги.
Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы,
растяжения ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
В положении лежа на спине и сидя:
вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;
развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом вI позиции ног;
вращательные движения стопами внутрь и наружу;
приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 25°, 45°, 60°;
упражнение «складка» наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног;
Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног,
подвижности и гибкости коленного сустава
В положении лежа на спине:
напряжение и расслабление ягодичных мышц;
поворот бедер, голени и стоп внутренней стороной наружу;
круговые движения голенью ног вправо, влево.
В положении сидя:
упражнение «велосипед» поочередное сгибание и вытягивание ног над полом.
В положении сидя по-турецки:
подъем корпуса в вертикальное положение без участия рук;
выпрямление колен до соприкосновения их внутренней части с полом по VI позиции ног.

Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности
тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
В положении лежа на спине:
поочередное выпрямление согнутых ног с помощью рук;
легкое раскрывание ног в стороны, расслабляя колени, и закрывание через сопротивление в стопе и голени .
В положении сидя:
наклоны вперед, с касанием вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола;
поочередное касание пола коленом вовнутрь согнутых и поставленных врозь ног;
упражнение «лягушка» касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами;
упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед;
подъем на колени с вытянутыми руками вперед из положения, сидя на пятках, с руками на поясе (при седлообразной спине);
отведение прямой ноги назад на носок, с подачей корпуса
вперед, с руками на поясе, стоя на колене другой ноги (при седлообразной спине).

Тема 2.4. Упражнение для развития танцевального шага
В положении лежа на животе:
упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми пятками и животом к полу.
В положении лежа на спине:
подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки;
подъем ноги на 90° с выворотной и сокращенной стопой, с нагрузкой на поднятую ногу (с посторонней помощью);
растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью).
В положении сидя:
выпрямление согнутых в коленях ног с разворотом стоп в I позиции ног с одновременным медленным наклоном корпуса к ногам;
наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам;
виды «шпагатов» продольный, поперечный.

Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса
В положении лежа на спине:
поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе;
подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине);
одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны;
забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение;
приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине).
В положении сидя:
упражнение «ножницы» поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом;
отведение одной руки назад с взглядом на кисть в упоре на коленях (при седлообразной спине).

Тема 2.6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника
В положении лежа на спине:
приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием тела на крестцовой части позвоночника и затылочной части головы «маленький мост» (при сутулой спине);
прогиб корпуса с опорой на локти, без отрыва головы и таза от пола;
наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
касание пола справа и слева коленями согнутых ног с одновременным поворотом головы в противоположную сторону;
упражнение «березка» выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником опорой на плечи, локти и кисти рук, шея, свободна спина, таз, ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
В положении сидя:
выпрямление согнутых в коленях ног без отрыва туловища от ног с захватом пяток руками;
наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног.
В положении лежа на животе:
сдвиг подбородком предмета (книги) при вытянутом положении тела рук и ног (при сутулой спине);
упражнение «лодочка» одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад, с последующим раскачиванием;
упражнение «качели» захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание вверх с одновременным раскачиванием;
упражнение «кольцо» прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
упражнение «мостик» стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы назад.
В положении упора на коленях:
поочередное поднимание прямых противоположных руки и ноги (при сутулой спине).

Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча
и предплечья
В положении лежа на животе:
подъем плеч вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва груднойН клетки от пола.
В положении сидя:
подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и на ноги.
В положении упора на коленях:
касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях (при сутулой спине);
наклон корпуса вперед с последующим касанием плеч пола;
с вытянутой одной рукой вперед (вторая рука под подбородком) отклонение таза вправо, влево;
прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп.

Тема 2.8. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Комплексы упражнений партерной гимнастики, построенные на пройденных упражнениях.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ

В результате изучения учебного предмета учащийся должен:
знать:
упражнения для разминки и их предназначение;
комплексы упражнений партерной гимнастики и их значение в подготовке учащихся к классическому и народно-сценическому танцам;
основы релаксации;
уметь:
выполнять комплексы упражнений;
владеть навыками:
осознанного выполнения комплексов упражнений;
мышечного самоконтроля во время исполнения движений;
расслабления.

V.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА
ОЦЕНКИ

Оценка качества освоения учебного предмета "партерная гимнастика" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения предмета "партерная гимнастика" по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок
Образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
Оценка «5» (отлично) - Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений. Упражнения исполняет уверенно, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела, демонстрирует физическую готовность опорно-двигательного аппарата к дальнейшему обучению, прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий. Учащийся проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.
Оценка «4» (хорошо) - Учащийся понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений и выполняет их по заданному учителем образцу без ошибок. Владеет пластикой тела, в достаточной степени демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата. Учащийся проявляет старание и интерес к занятиям.
Оценка «3» (удовлетворительно) -Учащийся знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно по заданному учителем образцу с существенными ошибками. Демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата, но недостаточно владеет пластикой тела. Интерес к занятиям и определенное старание не стабильны.
Оценка «2» (неудовлетворительно) - учащийся не знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно, с существенными ошибками. Демонстрирует зажатость, неразвитость опорно-двигательного аппарата, недостаточно владеет пластикой тела.

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
При составлении комплексов упражнений учителю следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями:
-тщательный подбор исходных положений для упражнений;
-всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение расслабление, растягивание силовая нагрузка;
-растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
-использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 45 раз);
-выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
-использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
- контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
- использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
- контроль за утомляемостью учащихся;
- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть последовательность и систематичность; от простого - к сложному.
Релаксация обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса.
Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой урока, помогать справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.

Для реализации программы «Партерная гимнастика» необходимы:

- балетные залы площадью не менее 35кв.м, имеющие пригодное для танца напольное покрытии, зеркала размером 7x2 м на одной стене;
- индивидуальные коврики;
- раздевалка для учащихся и преподавателя;
- методический комплекс, включающий в себя нотный материал и методические пособия;


VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

БарышниковаТ. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. СПб.,1996.
Васильева Т.И. Балетная осанка основа хореографического воспитания детей /сост. Т. И. Васильева. М., 1983.
Иванов В. А. Основы хореографии / В. А. Иванов. М., 2002.
Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая. М.,1984.
Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития, метод. техника / В. Ю. Никитин. М.,












13PAGE 14115


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315