Конспект логопедического урока . 3 класс. Тема: «Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова».

Конспект логопедического урока . 3 класс.
Тема: «Морфемный анализ и синтез слов. Сложные слова».
Цель: Расширять словарный запас детей через умения образовывать новые слова путем сложения корней слов. Закрепить понятие однокоренные слова. Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов. На основе анализа схем делать выводы. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с таблицей. Формировать связную речь через составление предложений со сложными словами; составление связного рассказа из двух текстов, записанных вперемешку. Развивать зрительное, слуховое внимание, память. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение работать в паре.
Оборудование: игра «Найди отличия», индивидуальные карточки для определения темы урока, схемы слов, предметные картинки, карточки с текстом.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,


1.Организационный момент.

Познавательные УУД
1.Развиватьумения извлекать информацию из схем, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД
1.Развивать умение высказывать своё предположение.
2.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Учить работать в паре.
Личностные результаты
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


2.Развитие
зрительного внимания.
игра «Найди отличия».



3.Развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса.
Упражнения для развития артикуляционной моторики, дыхания, голоса, фонематического слуха.


4.Определение темы урока по таблице. Формулирование проблемы
Дети определяют по таблице тему урока.
Что такое сложные слова?
В конце урока вы сами сделаете вывод, что такое сложные слова.



5.Планирование деятельности, поиск решения.
Работа в тетрадях .

Запись числа и темы урока. (Комментированная запись числа.)
Беседа с детьми: - Что такое составные части слова?
Назовите самую значимую часть слова?
Как называются слова, у которых одинаковый корень и слова имеют близкое значение?
Выберите из данных слов – однокоренные слова, разберите слова по составу.
( Родина, бег, родня, город, городской, родня, род
·ник, бегун, забег, пригород, рыболов, Волгоград).
В чем испытали трудность?
Найдите слова, которые относятся к данной схеме 13 QUOTE 1415
Что это за схема? (Эта схема сложного слова, которое состоит из двух корней)
Сложные слова в русском языке многочисленны и разнообразны. Один из способов получения сложных слов является сложение корней. Например:
названия городов: Зеленогорск – произошло от двух слов зеленый, город;
профессий: рыболов – человек, который ловит рыбу; сталевар – человек, который сталь варит.
Игра «Наоборот»
( логопед говорит пояснение к слову, а дети называют сложное слово).
С данными словами составляют и записывают предложения в рабочую тетрадь:
дом, который имеет много этажей (многоэтажный),
специальная кастрюля, в которой быстро варится пища (скороварка),
ферма, на которой разводят птиц (птицеферма),
полотер, пылесос, бурелом, цветовод, свинопас и т.д.
Определение по схемам, с помощью чего объединяются слова - соединительные гласные о,е. Далее дети делают вывод- что такое сложные слова?


6.Физминутка.



7.Работа с деформированным текстом.( Работа в парах или группах)

Прочитайте текст.
Какой вопрос возникает?
Определите предстоящую работу (составить план работы вместе с детьми).
Работа по тексту:
Какие сложные слова вам встретились? Найдите предложения, которые соответствуют этим словам. Прочитайте тексты, которые у вас получились. Как можно назвать их?
Мы пришли на космодром. В морском порту готовился в дальний рейс ледокол.
Перед нами стоит башня. Этот корабль отправляется в путь без топлива. Внутри башни работает лифт для подъема космонавта. Топливом этого чудесного корабля служит не уголь и газ. С нее космонавт идет в корабль. На ледоколе есть атомный котел. Люди готовят ракету к взлету. Атомная энергия приводит в ход машины. Через несколько минут ракета полетит в космос. Атомному ледоколу не страшны северные льды.)
Запишите один текст в рабочую тетрадь, подчеркните сложные слова.


8.Итог занятия.

Что нового узнали на уроке?
Что такое сложные слова? Как образуются
сложные слова?



15