Конспект логопедического занятия на тему «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»


КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с учащимися с нарушениями чтения и письма,
обусловленными ФФН
Тема «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»
Учитель-логопед
МБОУ «Черноморская СШ №3»
Гафарова М. К.
Цели: различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен; закрепить навыки слогового анализа; развитие внимания, памяти, воображения и мышления; развитие фонематического восприятия, воспитание нравственно-этических чувств.
Оборудование: предметные картинки (бочка – почка, ботинки – погреб), плакат с изображенными предметами, карточки со слогами -ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами, карточки с буквами Б и П, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1, 2).
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика.
Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Основная часть
1. Актуализация знаний.
Логопед: Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок На ветках –
И надели поясок. Плотный комочек.
И хранит посуда эта В нём дремлет
С грядки собранное лето. (бочка) Зеленый листочек. (почка)
4606290669036015678156690360
Логопед: Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
- Какими звуками отличаются эти слова? Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
- Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
- Следующие загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем, Зимой – нет теплей,
Похожие как братья. Летом – нет холодней. (погреб)
4780915699135Мы за обедом – под столом,
А ночью - под кроватью. (ботинки)
19392901061085
- Назовите первые звуки в этих словах.
3. Уточнение и обогащение словарного запаса по лексической теме животные и птицы.
Логопед: Ребята, сейчас я вам начну перечислять названия птиц и животных, в которых есть звуки [б], [п]. А вы затем продолжите.
Логопед: панда, собака, голуби…
Учащиеся: павлин, черепаха, барсук, бобер, попугай, баран, леопард...
- На каком месте находятся в этих словах наши звуки (начало, середина, конец слова)?
-Какими буквами на письме обозначаются звуки [б], [п]? (буквами б, п). 4. Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.
Логопед: Внимательно рассмотрите изображенные предметы на картинке. Запишите названия, изображенных предметов в два столбика: в первый – с буквой П, во второй – с буквой Б. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. Картинки:

П Б
Бабочка Попугай
Слова: пломба, полка, проба, лампа, капкан, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, пуля, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.
5. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
6. Развитие фонематического слуха, различение звуков [б – п].
А) Дидактическая игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».
Логопед: Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!
Слова: лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.
Б) Игра «Будь внимателен». Работа на индивидуальных карточках.
Логопед: А я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы Б, П. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.
1-й ряд: банан, пломба, капкан, бомба.
2-й ряд: полка, пупсик, благополучие, буран.
3-й ряд: барбарис, тапочки, попытка, багаж.
б пб п бб
п пп бп б
бб п пп б
Проверка: Логопед вывешивает на доску карточку для проверки.
7. Закрепление навыков слогового анализа.
Логопед: Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.
Индивидуальные карточки:
Ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка
8. Дидактическая игра «Буква заблудилась».
Логопед: Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].
Слова: палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.
9. Работа по грамматическому оформлении предложений.
Логопед: Прочитайте слова на карточках и составьте с ними предложения.
Паша, лепить, заяц.
Боря, есть, суп, бобовый.
Полина, собирать, грибы
Бабушка, внук, пирог, угостить.
Я чистить, зубная паста, зубы.
Даша, из, букет, цветов, собрать.
10. Рефлексия.
Логопед: Какие виды работ вам больше понравились? Какие задания вызвали затруднения?
Логопед показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного и предлагает выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- Какими звуками они обозначаются при письме?
- Чем они похожи? Чем различаются?