Урок окружающего мира в 4 классе Природные зоны. Пустыня













Окружающий мир. 4 класс.
Тема: Природные зоны. Пустыня.
МОУ СОШ п. Арчаглы – Аят
Учитель: Путяйкина Н.И.

















2011-12 уч.год
Тема: Природные зоны России. Пустыня.
Учебные задачи: 1) формировать представление о природной зоне пустынь:
познакомить с географическим положением зоны
пустынь, её особенностями, растительным и животным
миром, деятельностью людей
2)развивать познавательную активность, умение работать
с географической картой, дополнительным материалом,
устную и письменную речь, умение наблюдать ,
анализировать, делать выводы, умение работать с
текстом.
3) воспитывать бережное отношение к природе своей
Родины.
Материалы к уроку: презентация, фонограмма песни, карточки для двух групп, для 4-х групп, план изучения природной зоны, гербарии, план работы с текстом и гербарием, дополнительный материал из серии «Природные зоны», материалы диска «Человек. Природа. Общество»

Ход урока:

Деятельность учеников
Деятельность учителя

I.Вводно-мотивационный этап











2.Минутка календаря.
Выступление синоптика о наблюдениях за погодой.



4.Повторение пройденного и актуализация опорных знаний.
1) Ярмарка вопросов в двух группах по карточкам.
- Что определяет особенности природной зоны?
- Покажи природные зоны России.
- О какой природной зоне рассказывает путешественник 17 века
«Обитают здесь разные народы. Оленей разводят, охотятся, рыбу ловят. Живут в юртах, крытых шкурами или древесной корой»?
- Кто является хозяином тайги?
-Назови самую большую природную зону России? Что обозначает слово тайга?
- Что вы знаете об острове Врангеля?

2)Работа в 4х группах по карточкам
(каждая группа имеет руководителя)

















3)Рассказывают о степи по плану
(1-2 человека)







II.Операционно-исполнительский этап.
1.Отгадывают загадку.










Показывают на карте зону пустынь
2.Рассматривают слайды
3. Слушают рассказ учителя о климатических условиях пустыни.























4. Исследовательская работа (работа в 4-х группах)
Материал:
1)гербарий верблюжьей колючки.
2) текст
– Растительность пустыни бедная. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут только такие растения, которые могут переносить длительную засуху.
У них корни глубоко уходят в землю, так как только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствует меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки. Местами встречаются невысокие деревья с извилистым стволом и шишкообразными наростами. Это белый и черный саксаул. У белого саксаула вместо листьев – чешуйки, а у черного совсем нет листьев. Корни их глубоко уходят в землю и там находят влагу. Саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца. Древесина саксаула содержит очень мало влаги, она хрупкая и хорошо горит. Саксаул – одно из немногих деревьев, которые могут расти в пустынях.
В пустынях встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями.
Очень ценные растения пустыни – песчаная осока, верблюжья колючка и полынь.
5.Выступление детей с результатами.
6.Самостоятельная работа с текстом учебника стр.25-26




















7.Выступают в игре, используя дополнительный материал /домашнее задание/

III.Рефлексивно-оценочный этап.
1.Рефлексия.
Выполнение графического диктанта.



2.Запись домашнего задания.
1.Организационный момент
Жизнь! Люблю её безмерно!
В ней лишь ключ к познанью верный.
Холод, зной, восход, закат,
Лёд и пламя, свет и тени-
Мудрой жизни проявленье
В них приветствовать я рад.
Наим Фрашери

Эти замечательные строки вдохновляют нас на активное и заинтересованное продолжение познания окружающего мира, в котором столько таинств и открытий нас ещё ждёт.


3.Анализ народных примет на месяц февраль.
(см.Н.Ш.№1/98)
4.Повторение пройденного и актуализация опорных знаний.
Проводит устное соревнование двух групп по постановке вопросов и умению дать правильный ответ.
Использовать карту природных зон














2)Раздаёт карточки каждой группе





Арктика

Тундра

Степи

Тайга

пустыня
Дрофа
Тушканчик
Бурый медведь
Белая сова
Сайгак
Верблюд
Тюлень
Кабан
Рысь
Джейран
Олень
Белый медведь
Олень
Гагара
Соболь
Глухарь
Росомаха
Черепаха
Заяц-русак
Грызуны-полёвки




3)Рассказать о степи по плану
1) Географическое положение природной зоны.
2) Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой.
3) Описание климатических условий летом и зимой.
4) Рельеф, водоемы, особенности почвы.
5) Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.
6) Занятие и промыслы коренного населения
II.Операционно-исполнительский этап.
1.Создание проблемной ситуации.
– Отгадайте загадку:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток –
Льётся здесь жгучий песок.
В воздухе жёлтом и
Плотном, как мёд,
Жёлтая птица
Неслышно плывёт
– О какой природной зоне рассказывается? (О пустыне.)
– Сегодня отправляемся в экспедицию в зону пустынь.
- Покажите на карте зону пустынь. Где находится эта природная зона?
2. Демонстрирует под музыку «Учкудук» слайды с изображением картин пустыни
3. Рассказ учителя, используя слайд.
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – это бескрайнее море песка, бесплодная земля. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Здесь лишь изредка встречаются «островки жизни».
Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни.
Самыми характерными особенностями пустыни являются недостаток влаги и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура её поднимается до 80 градусов. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке. Однако ночи в пустыне прохладные.
Зима в пустыне морозная, длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают-20-25 градусов.
-Какова же растительность пустыни?
4.Предложить для исследования гербарии, тексты и вопросы:
1)Как называется это растение?
2)Рассмотри листья.
3)Рассмотри корни.
4) Каковы особенности этих растений?
5)С чем это связано?































5.Обобщающая беседа о растениях.
Работа с гербарием саксаула.
6.Выборочное чтение по вопросам учителя из текста.
- Назовите животных пустыни?
- Как животные приспособились к палящим лучам солнца?
Дополнение учителя:
– Животный мир пустынь тоже своеобразен. Животные не требовательны к пище, воде, окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды. В пустынях обитает грациозное животное – антилопа-джейран. Она может пробежать до водопоя 50–60 км. Бег ее стремительно быстрый. Редкий хищник догонит джейрана.
На песчаных холмах встречается много ящериц. Особенно интересен варан, длина которого достигает 1,5 м.
Вдоль рек животный мир значительно богаче, там водятся кабаны, камышовые коты и много водоплавающей птицы.
7.Проведение игры «Я - » (верблюд, черепаха т.д.)

Проведение графического диктанта
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «-«.
1)Зона пустынь находится на севере России
2)Особенность пустынь – недостаток влаги.
3)В пустыне растут тюльпаны и маки.
4)Многие растения этой природной зоны запасают воду в листьях и стеблях.
5)Ветер перемещает барханы.
6)Зима морозная, длится 2-3 месяца.
7)Хозяин пустынь – медведь.

2.Инструктаж домашнего задания: стр.25-26 пересказ текста,
Придумать вопросы по тексту, подготовиться к игре

3. Оценивание.















































Арктика

Тундра

Степи

Тайга

пустыня
Дрофа
Тушканчик
Бурый медведь
Белая сова
Сайгак
Верблюд
Тюлень
Кабан
Рысь
Джейран
Олень
Белый медведь
Олень
Гагара
Соболь
Глухарь
Росомаха
Черепаха
Заяц-русак
Грызуны-полёвки








Арктика

Тундра

Степи

Тайга

пустыня
Дрофа
Тушканчик
Бурый медведь
Белая сова
Сайгак
Верблюд
Тюлень
Кабан
Рысь
Джейран
Олень
Белый медведь
Олень
Гагара
Соболь
Глухарь
Росомаха
Черепаха
Заяц-русак
Грызуны-полёвки