Конспект НОД для детей подготовительной группы Люби и знай свою Республику Алтай


Муниципальное образование Чойский район
Детский сад «Тополёк»
МОУ «Паспаульская СОШ»
Республика Алтай
Чойский район, село ПаспаулКонспект занятия по интеллектуальному развитию с детьми подготовительной группы
-1080134217805«Люби и знай свою республику алтай!»


00«Люби и знай свою республику алтай!»



Автор-составитель:
Танзыкова Наталья
Михайловна,
воспитатель высшей
квалификационной
категории.
Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так и учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
<…> Воспитание этих качеств начинается с того
времени, когда ребёнок начинает видеть,
познавать, оценивать окружающий мир.»
В.А.Сухомлинский.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальная игра – путешествие «Люби и знай свою Республику Алтай!» – это форма не только интеллектуального командного соревнования дошкольников в возрасте 6-7 лет, но и продолжение ознакомления с новым материалом по данной теме.
Участие в игре предоставляет возможность дошкольникам соревноваться в составе команды, развивая навыки сотрудничества, а также способствует привлечению внимания к окружающим природным объектам, развитию умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Занятие «Люби и знай свою Республику Алтай!» с детьми подготовительной группы авторское, составлено с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО под редакцией Е.Н.Тобоевой, что и подразумевает Стандарт дошкольного образования: не более 40% от учебной деятельности введение национально-регионального компонента. направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Алтай: обобщение и закрепление знаний о природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай. Также при выборе темы занятия и материалов к нему происходит упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, учитываются возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.
С детьми была проведена предварительная работа:
- чтение художественных произведений – алтайской сказки «Добрая кедровка» и легенд и мифов Алтая «Старый кедр», разучивание поговорок и пословиц о родине, знакомство с символикой Республики Алтай. (приложение 1)
Использовались следующие формы организации детей:
групповая – интеллектуальная игра - путешествие «Люби и знай свою Республику Алтай!», ритмическая игра «Белый шаман», дидактическая игра «Волшебная коробочка».
подгруппа – речевые дидактические упражнения, обсуждения, выводы.
индивидуальная – дидактическое задание «Собери целое», работа с сюжетными картинками по вопросам.
Были продуманы условия:
В группе проветрено, чисто.
Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Характеристика частей занятия:
Вводная часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе была предложена прослушивание музыкального отрывка – торжественная сюита В.Кончева «Алтай», которая стимулировала детей на дальнейшую деятельность: Что хотел передать исполнитель музыки? Какие звуки вы услышали и какое настроение возникло?
Основная часть - строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Наглядные: иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация;
Словесные: вопросы «на засыпку» к детям, повторение и уточнение, поощрение.
Практический: участие детей в дидактических играх, коллективная работа, умение работать дружно и проявление уважения друг к другу.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.
Использование разнообразных методов и приемов, технологий (ИКТ, технологии исследования, игрового) – все это условия для положительной динамики развития и усвоения данной темы дошкольниками.
Основная часть занятия «Люби и знай свою Республику Алтай! – совместная практическая деятельность педагога и детей: выполнение заданий, предложенных дошкольникам.
3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы. Детям было предложено посчитать фишки, определить победителя- команду.
Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.
Задачи:
Образовательные: - обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай.
-продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами.
-знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.
Развивающие: - развивать внимание, память, мышление.
-развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.
Воспитательные: - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.
Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра -путешествие состоит из YIII заданий, по 4 -6 вопросов в каждом .На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Воспитатель: Россия - это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай. В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны!
-Начинаем игру – путешествие!
I задание.«Большая карта»
Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.
Про какую страну так говорят: Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа страну эту смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…Мы увидим даль без края,Тайгу, где идёт зима,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку)
Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины - Москве.
Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва всем городам - мать.
Москва людна и хлебна.
Видна из кремля вся российская земля.
Москва - горбатая старушка.
Москва - сердце России.
Москва матушка - золотые маковки.
Славна Москва силачами, а Петербург - усачами.
Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах.
Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия).
Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург).
Как называется район, в котором вы проживаете?
(Турочакский, Майминский, Чойский).
Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).
Подсчитываются фишки.
Ритмическая игра «Белый шаман». 
Цель: развитие ритмического слуха у детей.
Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)
II задание.«Культпоход»
Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).
Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).
Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай?( Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.).
Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай ? (Аил, чум, хата).
Назовите национальную одежду алтайцев.
(кафтан, чегедек, бурка, борук ).
III задание .«Танцевальная переменка» ( «Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э.Теркишева)
Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений.
IV задание.«Чудеса природы»
Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (осень, зима, весна).
Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (лиственница, ель, кедр)
Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (голубику, бруснику, клюкву).
V задание.«Живой мир»
Как называются леса Республики Алтая?
(Тундра, тайга, пустыня).
Какое животное не меняет шубу 2 раза в год?  
(Заяц, белка, медведь)
Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (берёзовка, кедровка, куропатка).
Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис).
Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).
VI: Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?»
Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.
Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика.
Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает.
-Почему исчез нарисованный заяц? (так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого.
Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
VII задание. «Волшебный сундучок»
Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня.
Алтайский орнамент - Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное — знать, как его прочитать.  

VIII задание. «Собери целое из частей»
Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.
В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой ко манде).

3.Рефлексия занятия.
-Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса.
Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее)
Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.
Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. ( запись –
Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.)
Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.

Рецензия
на методическую разработку интеллектуального занятия по национально-региональному компоненту
«Люби и знай свою Республику Алтай! в подготовительной группе
Детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ»
с. Паспаул, Чойского района, Республики Алтай.
Методическая разработка интеллектуального занятия «Люби и знай свою Республику Алтай!» разработана нестандартно, интересно и включает разные виды детской деятельности: игровую, исследовательскую, творческую, двигательную ... Авторская разработка интеллектуальных вопросов и вариантов ответов позволяет усилить мыслительные операции, сделать вывод. Содержание занятия – игры-путешествия позволяет снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить работоспособность детей. Чётко прослеживается тема и цель, выделены конкретно те задачи, которые реализовываются на протяжении всего занятия.
Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия - прослушивание музыки В.Кончева «Алтай» направлено на организацию детей, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой.
В ходе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка: дидактические и ритмические игры, проведение опыта, музыкальной паузы, использование ИКТ.
В конце занятия воспитателем предусмотрена необычная рефлексия – работа с глобусом и звукового материала для подведения итога – игры, настроена на доброжелательную атмосферу.
Данную методическую разработку интеллектуальной игры «Люби и знай свою республику Алтай!» рекомендовано использовать воспитателям ДОУ района для организации групповых и индивидуальных занятий, а также в кружковой работе по этнокультурной составляющей в содержании ДО в условиях реализации ФГОС ДО.
Рецензент:________ заведующая детским садом «Тополёк» Гаргац Л.С.