Внеклассное мероприятие по русскому языку Лингвистический поединок


ГУ «Средняя школа № 5 им. Бауыржана Момышулы отдела образования акимата г.Костаная»
ПЛАН – конспект урока
ФИО: Саурбаева Д.Т.
Класс: 7-ые
Дата: 20.01.2017
Тема урока: Внеклассное мероприятие «Лингвистический поединок»
Цели:
-стимулировать интерес к изучению русского языка,
-способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса
-формировать умение работать в группе, развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
-воспитывать потребность и умение работать в команде, подчиняться заданным правилам игры, формировать культуру отношений в процессе соревнования, воспитывать уважение и любовь к русскому языку.
Оборудование: иллюстрации, карточки, музыкальное сопровождение. 
Ход мероприятия.
-Каждый день слово рядом с тобой,
И убить, и спасти готово.
Так умейте беречь и хранить
Его величество Слово!
-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово!
А эпиграфом к нашей игре станут слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним».
1 Конкурс Разминка
Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.
Буквы, выстроенные для переклички алфавит
Охотница до чужих мехов моль
Канцелярская острячка кнопка
Домашний иллюминатор окно
Часть лица, которую иногда вешают нос
Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла огород
Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто конь
Растение, на котором гадают ромашка
2 Конкурс - Лексикографический марафон
А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.
Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
• Он дает лексическое значение слова (толковый)
• Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
• Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)
• Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
• В нем дано правильное написание слов (орфографический)
• Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)
3. Конкурс – Знатоки народной мудрости
- Подберите русские эквиваленты английским пословицам:
В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)
В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
(За словом в карман не полезет)
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)
4 Конкурс – Знатоки ударений
Алфавит Портфель Квартал Документ Эксперт Каламбур Свекла Творог Щавель Августовский Магазин Каталог Бармен Арахис Звонит Баловать
5 Конкурс полиглотов
-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа*Ассорти – это:
1. вид цветов
2.смесь
3. шорты
6 Конкурс – Волшебный сундучок
У меня приготовлен сундучок, в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
7. Конкурс «В гостях у Фразеологии».
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, надеюсь, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
8. Конкурс Зазеркалье
В Зазеркалье все слова во фразах – перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.
Непунктуальность – грубость слуг. (точность – вежливость королей.)
Болтовня - символ отказа. ( Молчание знак согласия.)
Незнание - слабость. (Знание – сила.)
Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)
9. Конкурс Покажите, где у вас:
Десница – правая рука
Шуя ,шуйца– левая рука
Очи - глаза
Чело - лоб
Ланиты - щека
Вежды - веки
Длань - ладонь
Уста - губы
Перст - палец
Пясть – кисть (запястье)
10.Конкурс СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ СПОРТСМЕНАМИ?
Назовите специализацию спортсмена, используя буквы, составляющие фамилию и имя.
Болдит Ганс – ГАНДБОЛИСТ
Дистелев Осип – ВЕЛОСИПЕДИСТ
Крыжоног Нил – ГОРНОЛЫЖНИК
Латтек Олег – ЛЕГКОАТЛЕТ
Листобой Лев – ВОЛЕЙБОЛИСТ
Отстолиц Ким – МОТОЦИКЛИСТ
Подведение итогов. Пусть не все известно вам заранее,
И подчас подъем бывает крут.
Вам всегда во всем помогут знания,
Вам всегда во всем поможет труд.
Называются победители, им вручаются грамоты
Закончился конкурс, закончилась встреча,Настал расставания час.Мы все чуть устали, но нас согревалиУлыбки и блеск ваших глаз