разработка урока по русскому языку по теме Употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении

Астана
ШЛ № 27
Учитель начальных классов: Хитрук Елена Владимировна

Урок математики во 2 классе.

Тема: Новая мерка. Умножение.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Раскрыть его смысл и практическую целесообразность, познакомить с соответствующей математической символикой и терминологией.

Задачи: 1) ввести новое арифметическое действие;
2) найти взаимосвязь сложения и умножения;
3) научиться вычислять площадь фигур с помощью умножения;

Ожидаемые результаты:
1) смогут заменить сумму одинаковых слагаемых произведением;
2) сумеют применять новую мерку при вычислениях;
3) попробуют взаимодействовать в парах, группе;

Оборудование: схемы-таблицы с зашифрованным словом, листочки для эссе, опорные конспекты, портрет Пифагора.

Ход урока:

этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время, стратегии

I.Побуждение.




























II.Осмысление.
Реализация.






























































































































































III. Рефлексия.








Заключение.




Оценка.




Домашнее задание.
«Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа».
(Ю. Яковлев)


Чему мы будем учиться?
О чём просит запомнить автор, к чему призывает?
Какие математические действия помогают научиться хорошо считать?
Какие уже умеем выполнять? Проверим?
Устный счёт по группам цепочкой.
1 группа: 2,4,6,8,10
2 группа: 3,6,9,12,15
3 группа: 4,8,12,16,20
4 группа: 5,10,15,20,25
5 группа: 6,12,18,24,30
( Можно задавать сопутствующие вопросы на нахождение общих признаков чисел или лишнего.)
Для чего нужно уметь присчитывать не только по 1, но и по 2,3

Решение логических задач на сложение одинаковых слагаемых.
а) По двору гуляют 7 щенят. Сколько у них ушей?
2+2+2+2+2+2+2 = 14 (у.) А
б) Сколько у них лапок?
4+4+4+4+4+4+4= 28 (л) Е
в) Кузнец подковал 5 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
4+4+4+4+4= 20 (п.) Р
г) Лыжник прошёл в 1-ый час 1\2 пути, а во второй – остальные 8 км. Какова длина всего пути?
8+8= 16 ( км) К
д) Ира в первый день прочитала 1\3 книги, а во второй – остальные 20 страниц. Сколько всего страниц в этой книге?
20+20+20= 60 (стр.) М
Какое слагаемое брали? Сколько раз?
Всегда ли удобно вычислять таким способом?
Чтобы узнать новый способ вычислений, расположите ответы в порядке убывания. Какое слово получилось?

60
28
20
16
14

М
Е
Р
К
А


Что такое мерка?
Какие мерки знаете? (см, литр, пачка коробка)
Для чего выбирают мерку? (Для удобства)
При подсчёте ушек, лапок какое число брали за мерку? Почему?
Постановка проблемной ситуации.
А если такая задача: « В школе за одной партой сидят 2 ученика. Сколько учеников сидят за 100 партами?»
Как же нам быть? Может, стоит продолжить?
2+2+2+100 раз =
-Значит, нужна новая мерка. Какая? Удобная запись суммы одинаковых слагаемых, т.е. укрупнить единицу счёта. И на помощь к нам пришло ещё одно математическое действие – умножение.
Возможно, вы уже слышали это слово. Запишите на листочке свои ассоциации к этому слову.

у

знак

действие таблица умн.

- Назовите корень слова «умножение», значит, это действие увеличивает или уменьшает результат?
-У действия есть свой знак. Как он выглядит? Может, вы знаете? (Вывешивается карточка с изображением математического знака)

«Я – знак умножения для облегчения сложения!»

Из истории появления знака «умножить»:
Знак умножения «косой крест» Х впервые ввёл английский математик Вильям Оутред (1575-1660), а позднее, в 1698 году немецкий математик Г. Лейбниц ввёл знак умножения «точка».
Докажем. Что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы выражениями на умножение.
2 х 7=14
4 х 7=28
4 х 5=20
8 х 2=16
20 х 3=60
Быстро? Удобно? Первое число показывает какое слагаемое брали, а второе – сколько раз. Вы скажете: всё равно при вычислении надо складывать, но выведена и записана таблица умножения, запомнив которую, вы будете легко вычислять.

Из истории появления таблицы умножения:
« Авторство этой таблицы приписывают Пифагору Самосскому (ок. 580-500 гг. до н.э.). По преданию, Пифагор изучал математику, астрономию, астрологию и все связанные с этим науки в Индии и Египте». ( вывешивается портрет)
« Таблица умножения достойна уважения. Она всегда во всём права: что б ни случилось в мире, а всё же будет 2х2 по - прежнему 4!»

Разминка:
«Руки ставим все вразлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
2х2, 2х2.
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите
2х2, 2х2.
Опустили руки вниз, и на место все садись!»

Первичное закрепление по учебнику:

Запиши короче следующие суммы с помощью знака умножения:
7+7+7+7=
12+12+2=9+9+9+9+9=
48+48=
а+а+а=
в+в=
х+х+х+х+х=
у+у+у+у+у=

Индивидуальные задания:
Реши уравнения с объяснением:
1 ученик
17+17= 17 *Х х =
26+26+26= 26*У у =
х+х+х+х= 45* 4 х =
у+у+у = 115 * 3 у =


2 ученик:
20+20+20 * 20*3
40+40 * 40*3
21+21+21 * 21*3
30+30+30 * 20*3

Так что же такое «умножение»? Вернёмся к нашему «солнышку» и допишем. (предполагаемые ответы детей)
Сначала допишите на листочках свои ассоциации. Обсудите в группе и презентуйте.
Сложение одинаковых чисел называют умножением.
а+а+а++а = а х в
в раз

Карточка выхода:
Что узнал нового?
Что понравилось?
Какие трудности возникли?

Даются номера для закрепления из учебника.


Дети рассажены в группы по 5 чел.

Дети читают отрывок стихотворения и находят строки, в которых заключены задачи урока.


Дети называют сложение и вычитание.

Присчитывают по 2, 3, 4,5, 6







Для удобства и упрощения.


Дети записывают выражения на сложение в тетради и на доске, находят их значения.

















Дети в группе заполняют таблицу и получают слово «мерка».



Дети называют знакомые мерки.



Дети называют числа 2,4 и объясняют, что так быстрее и удобней.





Предполагается, что учащиеся смогут назвать новое действие – умножение.

Дети за 1 минуту пишут свои ассоциации, обсуждают в группе, презентуют.


Дети называют корень «множ»






















Дети под руководством учителя записывают произведения рядом с соответствующей суммой одинаковых слагаемых.





































Дети в группах заменяют суммы произведениями с комментированием.






















В это время даются индивидуальные задания за доской



Дети дописывают свои ассоциации после первичного закрепления материала.

2 минуты

















5 минут









25 минут































































































































































10 минут









2 минуты




























Астана
ШЛ № 27
Учитель начальных классов: Хитрук Е. В.

Урок русского языка в 3 классе.
Когда младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний? Это происходит при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной частью этой деятельности.

Упражнения на подбор синонимов
"Развитой литературный язык представляет весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражений, так или иначе соотнесенных друг с другом", – говорил академик А.В. Щерба.
Синонимы нужно хорошо знать для того, чтобы сознательно выбирать из своего словарного запаса именно те слова, с помощью которых говорящий или пишущий может наиболее точно и ясно выразить свою мысль или чувство. Умелое использование синонимов позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.
Какими умениями должны овладеть учащиеся?
1.Различать в речи близкие по смыслу слова. 2. Подбирать к данным словам синонимы. 3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом. 4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящее по смыслу синонимическое слово. 5. Самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.
Исходя из всего этого я планировала данный урок русского языка.

Тема: Употребление имён прилагательных в прямом и переносном значениях.

Цель: - закрепить умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признак предмета;
формировать умение характеризовать предметы с разных сторон;
развивать зрительную память, речь, мышление учащихся;

Задачи: 1) ввести понятия «прямое и переносное значение слов»;
2) найти взаимосвязь между словами с одинаковым значением;
3) научиться подбирать синонимы и антонимы к словам;


Ожидаемые результаты:

1) смогут подобрать синонимы и антонимы к словам;
2) сумеют определять прямое и переносное значения слов;
3) попытаются взаимодействовать в парах, группе;

Оборудование: «Школьный словарь синонимов», «Школьный словарь антонимов», «Словарь фразеологизмов», иллюстрации с изображением сюжетов фразеологизмов, карточки с заданиями, лист А-4 с диаграммой Венна для каждой группы, лист А-4 со стихотворением З.Воскресенской (можно заменить любым другим тематическим стихотворением, в зависимости от идеи урока), высказывания о синонимах, антонимах, фразеологизмах ( можно всё наглядное оборудование приготовить в виде слайдов и вывести на интерактивную доску), «ежовая рукавица» ( строительная рукавица, утыканная гвоздями), на доске элементы украшения к празднику «8 марта», «Русский язык» ( «Атамaра»)







































Ход урока:

этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время, стратегии

I.Побуждение. Активизация познавательной деятельности.













































II.Осмысление.
Реализация.




























































































II. Рефлексия.

























Заключение.








Оценка.




Домашнее задание.












Психологический настрой:
Будем работать в группе, выберите спикера, который будет отвечать от имени группы, читать в группе.
- Угадайте, какая часть речи так о себе заявляет:
« Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!»
Правильно, имя прилагательное. (Ещё раз повторяется правило об имени прилагательном).
Скоро весна, поэтому мне бы хотелось предложить вам прочитать стихотворение З.Воскресенской о маме.
« От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга.
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И, просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.»

-А как вы любите свою маму?
Ответьте прилагательными по этому ключу:
- Я люблю её потому, что она
Добрая
Нежная
Отзывчивая
Ласковая
Заботливая
Обаятельная
Спортивная, стройная
Требовательная

Какие прилагательные в стихотворении употреблены в переносном значении? Почему?
Есть такие прилагательные, которые имеют одинаковое значение, но разные по написанию.
Как называются такие прилагательные? (Синонимы)

« Слова-синонимы всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край, Отечество, Отчизна.
Как много в них священного для нас!"

-Синонимы ( от греч. «synonymos» - одноимённые)
Для чего нужно уметь подбирать синонимы? (Чтобы обогащать нашу речь)
Работа со словарями синонимов.
1 группа найдёт все синонимы к прилагательному «чистый»
2 группа – к прилагательному «простой»
3 группа – к прилагательному «родной»
4 группа выполняет упр из учебника № 577 с. 179
5 группа - упр № 575

Проверка заданий. ( В группе, фронтально).
Вернёмся к стихотворению. Так какие прилагательные употреблены в прямом, а какие в переносном значении? (от чистого сердца, у родного плеча). Замените синонимом.

Первичное закрепление:
Замени прилагательное близким по смыслу словом с приставкой без- или бес-:
Ясное небо – безоблачное правильный ответ – безошибочный жестокий враг – беспощадный тихая погода – безветренная
- Назовите прилагательные в переносном значении. (они подчёркнуты)
Работа с фразеологическими оборотами.
Проводится работа с упр.580 учебника «Русский язык».
В ежовых рукавицах. – обходиться с кем-нибудь строго, сурово.
- Бывают ежовые рукавицы?
- Как вы их себе представляете?
- В каком значении употреблено это выражение?
Фразеология – одна из самых ярких, образных наук, сохраняет в себе устаревшие слова, фразеологизмы, которые связаны с древними народными верованиями, обычаями, обрядами.
- А вам какие известны?
Мы трудились «до 7-го пота», Чтобы не «упасть без задних ног», разомнёмся.

Физминутка:

На весеннюю лужайку
Дружно, дети, выбегайте
С бугорка на бугорок.
Развернитесь вправо, влево
Вон фиалка засинела.
Повернитесь все кругом
Вот подснежник под кустом.
Наклонились до земли –
Геоцинты мы нашли.
Помахали все цветами
И бегом вернулись к маме.

Работа с антонимами.
- А какие ещё слова в русском языке мы уже умеем различать по смыслу кроме синонимов? Что о них знаем?

«Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны».
- Антоним (от «анти» - против и «опута» имя) Словарь антонимов впервые вышел в свет в 1971 году. Это был первый, подобного рода словарь.
Игра «Наоборотки».
Замени прилагательные антонимом:
Лёгкая задача –
Лёгкая ноша –
Мягкий диван –
Мягкий климат –
Слабый голос –
Слабое зрение –
Старый охотник –
Старый дом –

Назовите словосочетания в переносном значении.
Мы много сегодня узнали. Предлагаю заполнить диаграмму, в которой отразим общее и найдём различия в лексическом значении слов русского языка.

синонимы антонимы

Коротко подытожить тему урока можно выражением:
« Скажи по- другому и наоборот».
Это об антонимах и синонимах.

Синонимы и антонимы могут употребляться в прямом и переносном значении.

Афиширование заполненных диаграмм, проверка инд-х заданий.

Выписать из «Толкового словаря» в учебнике по2-3 слова в прямом и переносном значении.
Дети рассажены в группы по 4-5 чел.





Напечатано на листе и прикреплено на доске.




Дети читают отрывок стихотворения и находят строки, в которых заключена главная мысль, находят словосочетания сущ + прил., определяют род, падеж прил-х)

Словосочетания записываются в группе и фиксируются на доске













Дети называют прилагательные по первым буквам ключа.




















Дети называют слова-синонимы.










Дети в группе работают со словарём синонимов и выписывают в тетрадь значения указанных прилагательных





У детей задания на карточках, а синонимы записываются в тетрадь. Если темп урока позволяет, прилагательные разбираются по составу, предварительно повторяется правило написания приставок.





Составляются предложения со словосочетаниями «ежовые рукавицы», «ежовые иголки».
Демонстрируется макет «ежовых рукавиц», выполненный из подручных материалов, что помогает детям лично убедиться в образности этого выражения.



Детям демонстрируются иллюстрации к фразеологическим оборотам: «до7-го пота», «до последней капли крови», «золотые руки», «крокодиловые слёзы».
Выясняется их значение по «Фразеологическому словарю».


Первичное закрепление проводится в группах с предложениями упр.579


Заполняется Диаграмма Венна.







































2 минуты

















5 минут









25 минут









































































































































10 минут









2 минуты














умножение






Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515