Рабочая программа юные друзья природы


Пояснительная записка
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя экологической культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с окружающей средой. Представленная программа «Юные друзья природы» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.
Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса.
Задачами дополнительного образования является: удовлетворение познавательных потребностей учащихся и создание благоприятных условий для творческой реализации способностей детей.
Через кружковые занятия педагоги передают детям знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, воспитывают у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования, развивающих эколого-биологическое направление в школьных кружках.
Представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех обучающихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных явлениях в растительном и животном мире.
Тип программы – (модифицированная) адаптированная.
Актуальность программы.
«Юные друзья природы» как образовательная программа МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся создаются условия для саморазвития; формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.
Особенностью программы – является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены углубление и расширение знаний по изучению природы, привитие навыков исследовательской работы, убеждённость в необходимости сохранности природы, потребность общения с природой.
Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.
Цель программы:
Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.
Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:
1 год обучения:
Образовательные:
- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;
- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;
- формировать систему норм и правил отношения к природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;
- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;
- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.
Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.
Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.
Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.
Каждое занятие должно быть интересным для юннатов. Использование наглядных пособий, технических средств (кино, радио, телевидение, диапозитивы, звуковые записи) способствуют лучшему усвоению материала. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям и позволяют создать необходимый эмоциональный настрой и побудить детей к разносторонней работе. Игровые приемы развивают активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, развивают самостоятельность и активность личности, способной реализовать себя в социуме.
В зависимости от цели и содержания учебного материала занятия могут проводиться в форме беседы, рассказа, лекции, дискуссии, экскурсии, практикума.
Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.
Одна из более распространенных форм кружковых занятий – экскурсии в природу, где кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных.
В процессе занятий уделяется внимание выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений и опытов; предусматривается активное и пассивное участие кружковцев в охране птиц, зелёных насаждений, помощь животным, попавшим в беду. Работы, связанные с уходом за животными и растениями проводятся систематически, независимо от тематической темы. Кружковцев необходимо научить собирать и правильно засушивать растения, составлять тематические гербарии, различные коллекции, обрабатывать зоологический материал. Но необходимо помнить о бережном отношении к природе.
Занятия в кружках помогают лучшему изучению родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.
Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.
Значение занятий:
- вооружает школьников умениями и навыками по изучению и охране природы;
- расширяет общий кругозор детей, их знания о взаимодействии природы и общества;
- будят интеллектуальную и творческую активность школьников в процессе кружковых занятий;
- дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.
Ожидаемый результат
1 год обучения.
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
• многообразие животного и растительного мира
• основные среды обитания животных и растений
• зимующих птиц своей местности
• перелетных птиц своей местности
• выполнять правила техники безопасности во время экскурсий и наблюдений
• знать правила поведения в природе.
Система контроля
С целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения знаний, умений и навыков, полученные на занятиях подвергаются педагогическому контролю.
Формы контроля:
- тестирование по материалам программы;
- занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, ребусы);
- решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды;
- подготовка и защита проектов, рефератов, стенгазет.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приложение к приказу Министерство образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей».
Учебно-тематический план
(76 часов, занятия 2 раза в неделю по 2 часа, группа 12 человек)
№ Тема занятия Часы
Всего Теория Практика Экскурсии
1. Введение. Юные друзья природы. 12 6 6 2. Осенние явления в природе. 18 6 8 4
3. Зеленый мир. 18 6 10 2
4. Мир животных. 22 10 12 5. Организм человека. 10 4 6 6. Здоровый образ жизни. 16 8 6 7. Человек и биосфера. 18 8 10 8. Природа - вечный источник красоты. 12 6 6 9. Природа под охраной. 10 4 6 10. Итоговое занятие. 2 2 11. Свободные темы. 8 8 11. Итого: 144 58 46 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок №1. Введение. Юные друзья природы. (12 часов, из них 6 часов практики).
Знакомство с работой объединения. Правила поведения в живом уголке. День Байкала. Викторина «Байкал». Удивительные явления природы. Загадки природы. Практические занятия: Лепка животных зооуголка. Рисование «Природа глазами ребенка». Составление правил поведения на природе.
Блок №2. Осенние явления в природе. (18 часов, из них 8 часов практики и 4 часа экскурсии).
Сезонность в природе. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.
Практическая работа. Собираем осенний гербарий. Викторина «Принадлежность листа дереву». Кроссворд «Разновидность грибов». Работа по карточкам «Угадай гриб». Викторина «Правила сбора и переработки грибов». Игра «Первая помощь при отравлении».
Экскурсии: на территорию ДЭБЦ отделение «Росинка», на берег реки Лена.
Блок №3. Зеленый мир. (18 часов, из них 10 часов практики и 2 часа экскурсии).
Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Правила взаимодействия с растениями. Растения красной книги и меры по их охране.
Практическая работа: Рисование структуры растения. Сочинения про свои комнатные растения дома. Составление рассказов и презентаций про лекарственные растения, съедобные и ядовитые. Составление правила взаимодействия с растениями. Составление рассказов про растения Красной книги. Тестирование «Зеленый мир».
Экскурсии: в объединение «Зеленая академия», с целью ознакомления с работой объединения, умение обучающихся объединения ухаживать за растениями и правильно пользоваться, как они размножаются.
Блок №4. Мир животных. (22 часа, из них 12 часов практики).
Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. Животные в жизни человека. Животные Красной книги и меры по их охране.
Практическая работа. Оформление стенда «Многообразие животных». Рисование инфузорий-туфелек. Кроссворд «Тайны жизни одноклеточных животных. Рассказ о разнообразии животных в Красной книге. Составление презентаций и рассказов о своих любимцах. Уборка в зооуголке. Лепка из пластилина животных. Викторина о Новом годе.
Блок №5. Организм человека (10 часов, из них 6 часов практики).
Строение человеческого организма. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье. Просмотр фильма «Последствия приема наркотиков».
Практические занятия: Составление ребусов, загадок об организме человека. Составление рассказов о факторах здоровья человека. Сочинение о вредных привычках.
Блок №6. Здоровый образ жизни (16 часов, из них 6 часов практики и 2 часа экскурсии).
Человек должен быть здоровым. Болезни человека. Как сохранить здоровье. Человек и спорт. Физкультура. Правильное закаливание организма человека.
Практические занятия: Составление докладов «Здоровый образ жизни». Викторина «Болезни человека». Оформление панно о здоровом образе жизни.
Блок №7. Человек и биосфера (18 часов, из них 10 часов практики).
Взаимодействие природы и человека. Перестройка сознания и отношения к природе. Жизнь человека на земле. Бережное отношение к природе, её богатствам. Отрицательные результаты жизнедеятельности человеческого общества. Избежание катастрофы на Земле. Подготовка и проведение 8 марта.
Практические занятия: Викторина «Человек и биосфера». Сочинение «Жизнь человека на Земле». Составление правил бережного отношения к природе. Рисование «Человек и природа глазами детей». Лепка из пластилина человека. День Земли.
Блок №8. Природа – вечный источник красоты (12 часов, из них 6 часов практики).
Природа – вечный источник красоты. Красота окружающей нас природы. Красота окружающей нас природы. «Жить с природой в мире».
Практические занятия: Сочинение «Жить с природой в мире». Рисование «Природа как источник красоты глазами детей». Составление презентаций «Природа – вечный источник красоты».
Блок №9. Природа под охраной (10 часов, из них 6 часов практики).
Экологические проблемы. Исследования состояния природы. Методы охраны природы. Природоохранные территории.
Практические занятие: Составление методов охраны природы. Составление докладов исследования состояния природы. Викторина «Природа под охраной». День Воды.
Блок № 10. Итоговое занятие (2 часа).
Викторина «Природа – вечный источник красоты».
Блок №11. Свободные темы (4 часа, из них 4 часа практики).
Зарядка на природе. Лепка из пластилина. Полив растений. Уборка в зооуголке. Кормление животных. Круглый стол. Обсуждение всего произошедшего за учебный год. Чаепитие.
К концу первого года обучения дети должны знать:
1. Тайны жизни растений, съедобные и ядовитые.
2. Особенности и многообразие животных.
3.Здоровый образ жизни, его основы.
4. Животные и растения Красной книги.
5. Вредные привычки и их пагубное влияние на организм человека.
6. Природа – вечный источник красоты.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
1. Уметь правильно закаляться.
2. Взаимодействовать с растениями.
3. Беречь природу, охранять ее.
4. Сохранять и беречь свое здоровье.
5. Беречь и помогать животным.
6.Работать с дополнительной литературой.
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Кол. Час. Тип занятия Календ.
сроки Факт.
сроки Примечание
(причины корректировки дат)
1 2 3 4 5 6 7
Блок №1. Введение. Юные друзья природы.
1. Введение. Знакомство с работой объединения. Правила поведения в живом уголке. 2 Комбинированный
11.09.-12.09. 2. День Байкала. Викторина «Байкал». 2 Формирование новых знаний 14.09.-18.09. 3. Удивительные явления природы. Загадки природы. 2 Комбинированный 14.09.-18.09. 4. Лепка животных зооуголка. 2 Повторение, систематизация и обобщение знаний 21.09.-25.09. 5. Рисование «Природа глазами ребенка». 2 Повторение, систематизация, обобщение знаний 21.09.-25.09. 6. Составление правил поведения на природе. 2 Повторение, систематизация, обобщение знаний 28.09.-02.10. Блок №2. Осенние явления в природе.
7. Сезонность в природе.
Осень в жизни растений и животных. 2 Получение новых знаний. 28.09.-02.10. 8. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. 2 Получение новых знаний. 05.10.-09.10. 9. Первая помощь при отравлении. 2 Получение новых знаний. 05.10.-09.10. 10. Правила сбора и переработки грибов. 2 Формирование новых знаний. 12.10.-16.10. 11. Собираем осенний гербарий. Викторина « Принадлежность листа дереву». 2 Комбинированный 12.10.-16.10. 12. Кроссворд «Разновидность грибов». Работа по карточкам «Угадай гриб». 2 Обобщение знаний и закрепление умений. 19.10.-23.10. 13. Викторина «Правила сбора и переработки грибов». 2 Получение новых знаний. 19.10.-23.10. 14. Игра «Первая помощь при отравлении".
2 Повторение и обобщение знаний. 26.10.-30.10. 15. Экскурсия на территорию ДЭБЦ отделения «Росинка». 2 Повторение и обобщение знаний 26.10.-30.10. 16. Экскурсия на территории Водного вокзала, возле берега. 2 Повторение и обобщение знаний 02.11.-06.11. Блок №3. Зеленый мир.
17. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. 2 Получение новых знаний. 02.11.-06.11. 18. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. 2 Получение новых знаний. 09.11.-13.11. 19. Правила взаимодействия с растениями. Растения Красной книги и меры по их охране. 2 Получение новых знаний. 09.11.-13.11. 20. Рисование структуры растения. 2 Применение знаний на практике 16.11.-20.11. 21. Составление рассказов и презентаций про лекарственные растения, съедобные и ядовитые. 2 Комбинированный. 16.11.-20.11. 22. Составление правил взаимодействия с растениями. 2 Повторение, обобщение знаний. 23.11.-27.11. 23. Тестирование «Зеленый мир». 2 Повторение, обобщение знаний. 23.11.-27.11. 24. Сочинения про свои комнатные растения дома. 2 Повторение, обобщение знаний. 30.11.-04.12. 25. Сочинения про свои комнатные растения дома. Экскурсия в объединение «Зеленая академия», с целью ознакомления с работой объединения, умение учащихся объединения ухаживать и правильно взаимодействовать с растениями, как они размножаются. 2 Комбинированный 30.11.-04.12. Блок №4. Мир животных.
26. Особенности и многообразие животных 2 Получение новых знаний. 07.12.-11.12. 27. Тайны жизни одноклеточных животных. 2 Получение новых знаний. 07.12.-11.12. 28. Выращивание культуры инфузории – туфельки. 2 Получение новых знаний. 14.12.-18.12. 29. Животные в жизни человека. 2 Урок формирования новых знаний.
14.12.-18.12. 30. Животные Красной книги и меры по их охране. 2 Получение новых знаний. 21.12.-25.12. 31. Оформление стенда «Многообразие животных». 2 Повторение и закрепление знаний. 21.12.-25.12. 32. Рисование инфузорий-туфелек. Кроссворд «Тайны жизни одноклеточных животных». 2 Повторение и закрепление знаний. 28.12.-31.12. 33. Рассказ о разнообразии животных в Красной книге. Викторина о Новом годе. 2 Повторение, обобщение знаний. 28.12.-31.12. 34. Составление презентаций и рассказов о своих любимцах. 2 Повторение и закрепление знаний. 11.01.-15.01. 35. Уборка в зооуголке. 2 Комбинированный. 11.01.-15.01. 36. Лепка из пластилина животных. 2 Комбинированный. 18.01.-22.01. Блок №5. Организм человека.
37. Строение человеческого организма. Факторы здоровья человека. 2 Получение новых знаний 18.01.-22.01. 38. Влияние вредных привычек на здоровье. Просмотр фильма « Последствия приема наркотиков». 2 Комбинированный 25.01.-29.01. 39. Составление ребусов, загадок об организме человека. 2 Повторение, обобщение знаний. 25.01.-29.01. 40. Составление рассказов о факторах здоровья человека. 2 Комбинированный. 01.02.-05.02. 41. Сочинение о вредных привычках. 2 Комбинированный. 01.02.-05.02. Блок №6. Здоровый образ жизни.
42. Человек должен быть здоровым. 2 Получение новых знаний 08.02.-12.02. 43. Болезни человека. Как сохранить здоровье. 2 Комбинированный. 08.02.-12.02. 44. Человек и спорт. Физкультура. 2 Комбинированный. 15.02.-19.02. 45. Правильное закаливание организма человека. 2 Комбинированный 15.02.-19.02. 46. Составление докладов «Здоровый образ жизни». 2 Применение знаний на практике. 22.02.-26.02. 47. Викторина «Болезни человека». 2 Повторение, систематизация и обобщение знаний 22.02.-26.02. 48. Оформление панно о здоровом образе жизни. 2 Повторение, систематизация и обобщение знаний 29.02.-04.03. Блок №7. Человек и биосфера.
49. Взаимодействие природы и человека. Перестройка сознания и отношения к природе. 2 Получение новых знаний. 29.02.-04.03. 50. Жизнь человека на земле. Бережное отношение к природе и ее богатствам. 2 Комбинированный. 07.03.-11.03. 51. Отрицательные результаты жизнедеятельности человеческого общества. Избежание катастрофы на земле. Подготовка и проведение 8 марта. 2 Формирование новых знаний. 07.03.-11.03. 52. Викторина «Человек и биосфера». 2 Применение знаний на практике. 14.03.-18.03. 53. Сочинение «Жизнь человека на Земле». 2 Повторение, систематизация и обобщение знаний 14.03.-18.03. 54. Составление правил бережного отношения к природе. День Воды. 2 Повторение, обобщение знаний 21.03.-25.03. 55. Рисование «Человек и природа глазами детей». Повторение, систематизация и обобщение знаний 21.03.-25.03. 56. Лепка из пластилина человека. 2 Комбинированный. 28.03.-01.04. Блок №8. Природа – вечный источник красоты.
57. Природа – вечный источник красоты. 2 Получение новых знаний 28.03.-01.04. 58. Красота окружающей нас природы. 2 Комбинированный. 04.04.-08.04. 59. «Жить с природой в мире». 2 Комбинированный. 04.04.-08.04. 60. Сочинение «Жить с природой в мире». 2 Комбинированный. 11.04.-15.04. 61. Рисование «Природа как источник красоты глазами детей». 2 Повторение, систематизация и обобщение знаний 11.04.-15.04. 62. Составление презентаций «Природа – вечный источник красоты». 2 Комбинированный. 18.04.-22.04. Блок №9. Природа под охраной.
63. Экологические проблемы. Исследования состояния природы. 2 Получение новых знаний. 18.04.-22.04. 64. Методы охраны природы. Природоохранные территории. День Земли. 2 Получение новых знаний. 25.04.-29.04. 65. Составление методов охраны природы. 2 Комбинированный. 25.04.-29.04. 66. Составление докладов исследования состояния природы. 2 Повторение и обобщение знаний. 02.05.-06.05. 67. Викторина «Природа под охраной». 2 Повторение и обобщение знаний. 02.05.-06.05. Блок №9. Итоговая аттестация.
68. Викторина «Природа – вечный источник красоты». 2 Повторение, систематизация, обобщение знаний. 16.05.-20.05. Блок №10. Свободные темы.
69. Зарядка на природе. Лепка из пластилина. 2 Комбинированный. 10.05.-13.05. 70. Полив растений. 2 Комбинированный. 10.05.-13.05. 71. Уборка в зооуголке. Кормление животных. 2 Комбинированный. 16.05.-20.05. 72. Круглый стол. Обсуждение всего произошедшего за учебный год. Чаепитие. 2 Комбинированный. 23.05.-25.05.

Методическое обеспечение образовательного процесса
Таблицы:
- «Морские обитатели».
- «Многообразие животных».
- «Пресмыкающиеся».
- «Земноводные».
- «Правила техники безопасности при работе с живыми объектами».
Настольные игры:
- В мире животных.
Папки:
Методический материал:
- Технологические карты.
- Викторины.
- Байкал.
- Животные.
- Экологические праздники.
- Всё о здоровом образе жизни.

Дидактический раздаточный материал:
- Технологические карты.
Оборудование, инструменты и материалы, необходимые
для реализации программы
- Кабинет с живыми объектами.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Экран.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса
Оргметодтехника:
- «Пагубное влияние наркотиков».
- «Загадочные явления природы».
- «Многообразие животных».
- « Тайны природы».
- «Здоровый образ жизни».
- «Правила закаливания».
Аудиотека:
- Голоса птиц и животных.
- Музыка к телепередачам.
- Детские песенки-караоке.

Литература для педагога:
1.Бабенко В.Г.,Зайцева Е.Ю.,Пахневич А.В.,Савинов И.А.Биология: Материалы к урокам-экскурсиям – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2011.
2.Буркова Т.М.,Гаврилкина Н.И.,Обухова Л.А. Поурочные разработки технологии: М.: Вако, 2010.
4.Н.Н.Гара, З.Д.Назарова, А.А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Издательство «Просвящение»,2012.
5.А.Ю.Кремень. Биология 5-11 классы: внеклассные мероприятия – Волгоград: Учитель, 2007.
6.О.Н.Крылова. Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по трудовому обучению 3 класс-М.: Издательство «Экзамен»,2009.

Литература для учащихся.
1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: М.:ООО «Издательство «Росмэн - ПРЕСС», 2012.
2. Жизнь животных. Т. 1. Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги»,2010.
4.В.В.Плешева. 100 вопросов и ответов. Животные. ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2010.
5.Эккарт Потт. Жизнь животных. М.: «Мир книги», 2009.
6. Интернет – ресурсы.