Статья Развитие медиакультуры подрастающего поколения

Тропина Ольга Леонидовна,
учитель английского языка
МБОУ «Родниковская школа-гимназия»,
Симферопольского района
Развитие медиакультуры подрастающего поколения
Медиаобразование не просто важно, оно абсолютно
необходимо, так как позволяет получить ответ на главный
вопрос, волнующий поколение «М»: люди для медиа,
или медиа для людей?
А. Немирич
В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 – 2025 гг.) самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы РФ является проблема повышения качества образования. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных школьником или студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способности «человека действовать в различных проблемных ситуациях» [3]. Однако до сих пор, «многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников/студентов технологически» [4]. Постепенно процесс учения перестает быть важным и интересным для ребенка, который привыкает работать по шаблону, по предложенному образцу, не ищет иных решений поставленных задач, кроме общеизвестных.
Трудно не согласиться с мнением, что «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмысливать и применять полученную информацию» [5]. Медиаобразование в современной социокультурной ситуации «становится средством формирования не только общей информационной культуры ученика и учителя, но и этнокультуры. Оно нацелено на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина нового общества» [1].
Вместе с тем «проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории не актуализируется в контексте школьного образования, выпускники школ оказываются не готовыми к интеграции в мировое информационное пространство» [2]. Да и в отечественной высшей школе медиаобразованию не уделяется достаточно серьезного внимания. Поэтому учебно-воспитательный процесс следует организовывать с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем современного человека.
Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Практически все подростки имеют доступ к телевидению, видео, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ), к которым относят газеты, журналы, книги, телепередачи, видео- и звукозаписи и др., ребенок оказывается под "ударом" множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на "ум и сердце" молодого человека ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется.
Исходя из вышеизложенного, цель данной работы – раскрыть роль медиаобразования подрастающего поколения в формировании информационной культуры, готовности жить в информационно-коммуникативном обществе, в диалоге с другими поколениями.
В обсуждении и решении проблем медиаобразования важна точка отсчета. Или рассматривать их, исходя из сиюминутного состояния общества, или в динамике развития социальной системы к будущему. То есть медиаобразование - это составляющая процесса перехода от постиндустриального общества к инфомационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится ноосфера (Вернадский), или коллективный разум (Турчин, Моисеев). Стержнем этой эволюции является межпоколенческое взаимодействие, где у подрастающего поколения своя роль. Тогда это иная планка медиаобразования – подготовка к эффективному использованию и производству информации, взаимообмену ею для жизнедеятельности и социального творчества. Точнее в связи с этим говорить о развитии медиакультуры, ее качественном изменении, одним из путей к которому является медиаобразование.
В связи с этим важно оценить готовность и способность подрастающего поколения жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества [7].
Исследование юных россиян 10-17 лет, проведенное в 2012 году на средства, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта Президента РФ, позволяет констатировать, что в последние 3-4 года дети России вступили в этап массового Интернета. По данным опроса, 93% подростков пользуются этим каналом коммуникации, независимо от места проживания.
Согласно исследованию, у современных подростков значительное место в освоении социального опыта занимает спонтанное, неосознанное усвоение новой информации, особенно в условиях досуга, что мало учитывается при анализе информационно-коммуникационных взаимодействий подрастающего поколения. При этом на первое место выходит общение с друзьями (68%). Телевидение занимает второе место, снизившись с 76,7% (1998 г.) до 56% (2012 г.). Следующие позиции занимают компьютерные игры (48%) и обмен информацией по Интернету (47%). На пятой позиции – общение по телефону (36%). Далее следуют – чтение книг (не учебников) – 35%, прослушивание магнитофона/плеера – также 35%, занятия в кружках, секциях и других объединениях по интересам – 33%, путешествие по компьютерной сети – 32%, посещение кинотеатра – 31%, проведение времени с родителями и другими взрослыми – 29%, чтение газет и журналов – 21%, посещение театров, концертов, музеев – 14%, прослушивание радио – 14%.
Очевидно, что учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Так создается как бы "параллельная школа". Информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Впервые в истории человечества каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию.
Во-вторых, время, проводимое ребенком перед телевизором или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе.
Каждый ребенок может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению человек может "свить" себе своеобразный "информационный кокон", отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.
Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, профессионально готовится специалистами в этой области. Эта информация - продукт, так называемой, индустрии сознания. Индустрия сознания - достаточно мощная отрасль производства, которая направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями.
Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к словам учителя, газетному тексту, учебнику, телепередаче или другому СМИ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и "вскрыть" смысл того или иного информационного сообщения, понять "кому это выгодно"?
В педагогическом процессе для создания благоприятных условий обучения необходимо способствовать преодолению коммуникационных барьеров, возникающих на пути информационных потоков. И начинать этот процесс необходимо именно со школьной скамьи. Одна из задач школьного медиаобразования - нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.
Потому при изучении тех или иных учебных дисциплин целесообразно, наряду с достижением образовательных целей каждой из этих дисциплин, обеспечивать достижение медиаобразовательных целей.
Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:
- обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.) [6].
При интеграции медиаобразования в школьные учебные дисциплины цели медиаобразования следует конкретизировать до уровня учебных задач преподаваемого учебного предмета. Иными словами следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал. В одном случае это будет критика увиденного или услышанного, попытка "вскрытия" смысла, формирование и обоснование альтернативных взглядов, аргументация " за" и "против", стремление понять, кому и зачем нужно подать информацию под определенным углом зрения и, наконец, собственно механика интерпретации информации. В процессе школьного медиаобразования следует показать обучаемому, как, с помощью каких инструментальных средств, имеющих те или иные возможности отображения сущностного, возникает передаваемый по коммуникативным каналам фрагмент картины мира.

Список литературы
1. Бондаренко Е.А. Информационно-коммуникативная среда современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования//Образовательные технологии ХХI века. Материалы седьмой городской научно-практической конференции/Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. М., 2008. 410 с. С. 23-28.
2. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно - научные дисциплины начального общего и среднего общего образования//Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной. М.: Изд-во Москов. ин-та повышения квалификации работников образования, 1996. С.72-78.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с.
4. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
5. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
6. Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Монография. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2009. 320 с.
7. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Из-во Кучма, 2006. 206 с.
15