Разработка урока по русскому языку Авторские знаки (11 класс)


Авторские знаки
Цели и задачи урока.Образовательные: способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по теме «Предложения с чужой речью», «Употребление знаков препинания»; дать понятие об авторской пунктуации и мотивации важных для понимания содержательной стороны текстового фрагмента авторских отступлений от пунктуационных норм (на примере рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»);обучить методике лингвистического анализа предложений с учетом отбора и организации выразительных средств синтаксиса и пунктуации в единстве содержания рассказа и его языкового выражения (подготовка к ЕГЭ).Развивающие: повышать внимание учащихся к художественному тексту, к поиску изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать грамматический строй речи и пунктуационную грамотность учащихся;развивать внимание к эстетической функции знаков препинания в авторской постановке, их роли и употреблению в художественной речи.Воспитательные: воспитывать чуткость и внимательность к знакам препинания;способствовать формированию интереса к исследовательской работе;раскрыть внутреннюю драму героини рассказа Б.Екимова, связанную с пережитым в годы войны, воспитывать чувство уважения к ветеранам.Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике. Место данного урока в теме:Обобщающий урок в данной теме.Метод:Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий, частично-поисковый, исследовательский.Оборудование:- компьютер;- мультимедийная аппаратура;- презентация урока <Приложение 1>  ;- учебные пособия для учащихся:1. Б.Екимов «Ночь исцеления»//Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова. – М.: ООО «Гендальф», 2000. –  96 с. 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. –  464 с.3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2006. – 512 с. (В помощь выпускнику.)Эпиграф к уроку: Знаки препинания – ноты при чтении (А.П.Чехов).Опережающие задания:1. Прочитать рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» (все учащиеся);2. подготовить сообщение о переписке Гюго со своим издателем  (учащийся);3. создать презентацию темы «Основные принципы русской пунктуации» (учащийся);4. подготовить сообщение о Ф.И.Буслаеве (учащийся);5. подготовить распечатки «Словаря терминов» для слов: «градация, парцелляция, троп, умолчание, фигура речи, фразеологизм, экспрессия, эмфаза» (2 ученика).Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка задачи <Приложение 2> Слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку станут слова А.П.Чехова: «Знаки препинания – ноты при чтении». Запишем тему урока и оформим эпиграф как  прямую речь. 1 вариант – слова автора на первом месте, 2 вариант – слова автора после прямой речи.1 вариант.А.П.Чехов утверждал: «Знаки препинания – ноты при чтении».2 вариант. «Знаки препинания – ноты при чтении», – утверждал А.П.Чехов.II. Актуализация изученного по теме <Приложение 3>Грамматика (греч.) – это «умение писать и читать». Грамматику образуют морфология (умение писать) и синтаксис (умение читать)

Пунктуация (от лат. punktum – «точка») – собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание – «остановка, перерыв») – это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи  <Приложение 4> III. Создание проблемной ситуации. Слово учителя. Какую информацию несут данные знаки препинания? <Приложение 5> Послушаем сообщение вашего одноклассника.  1.Сообщение учащегося. Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где только стояло: «?» И получил в ответ: «!» Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.2. Пунктуационный парадокс: анатомический и арифметический <Приложение 6> Пальцев у него двадцать пять, на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. Запишите правильный вариант – избавьтесь от парадокса:Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать.3. Решение пунктуационной задачи <Приложение 7> Какой знак препинания следует поставить в предложении? Почему?Бабушка сердилась внучка не слушалась.Ученик. Здесь нужно поставить двоеточие. Между двумя простыми предложениями в составе бессоюзного сложного существует причинная связь. Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.Учитель. Правильно. А есть другие мнения?Ученик. А я считаю, что нужно поставить тире, потому что простые предложения противопоставлены по смыслу. Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.Учитель. Это верный ответ. Кто-то не согласен? Почему?Ученик. По-моему, здесь можно поставить запятую, ведь простые предложения не осложнены, а события в них происходят одновременно. Бабушка сердилась, внучка не слушалась.Учитель. И это тоже правильно. Почему же все три ответа оказались верными?Ученик. Может быть, здесь все не так просто потому, что отсутствует соответствующий союз?Учитель. Действительно, особенность данного предложения как раз и заключается в отсутствии союза, который более четко выразил бы отношения между простыми предложениями в составе сложного. Мой вам совет – пожелание: в письменных работах, во избежание подобной двусмысленности и возможной пунктуационной ошибки, лучше пользоваться сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями. А теперь запишите свой вариант этого предложения, поставив верный, на ваш взгляд, знак препинания, а рядом запишите это же предложение, используя для связи нужный союз. IV. Слово учителя. Вот мы и подошли к теме урока «Авторские знаки препинания». Но сначала вспомним основные принципы русской пунктуации.1. Сообщение учащегося. Основные принципы русской пунктуации <Приложение 8> Логический (смысловой). Знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме.Структурно-синтаксический (грамматический). Знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части.Интонационный. Знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.2. Сообщение учащегося. Ф.И.Буслаев, представитель логического направления в русской грамматике, определял назначение знаков препинания следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»3. Слово учителя. Запишите вторую часть высказывания Буслаева, оформив цитату как косвенную речь (1 вариант), как предложение с вводными словами (2 вариант). 1-й вариант: Ф.И.Буслаев считал, что знаки препинания «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему».2-й вариант: Знаки препинания, по мнению Ф.И.Буслаева, «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему». <Приложение 9>IV. Что такое авторская пунктуация? Где и с какой целью она используется?Работа с учебником. Уч. с. 372: Авторская пунктуация – это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком-либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально-экспрессивного настроя самого автора, создания особой ритмики произведения и т.д. <Приложение 10> Среди знаков препинания, которые наиболее часто используются в экспрессивно-стилистической функции, – многоточие и тире. V. Анализ предложений. Все ли знаки препинания расставлены по правилам? <Приложение 11>1. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Уч. с. 331: Тире в сложносочиненном предложении ставится между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.Вывод учащихся. В этом предложении тире ставится в соответствии с правилом.2. В разговоре мать спросила: – Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.Уч. с. 361: Если на месте разрыва прямой речи должны стоять вопросительный или восклицательный знак, а также многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.Уч. с. 361: Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая – к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.Вывод учащихся. В данном предложении автор отступает от правил с целью придать экспрессивность тексту. 3.<Приложение 12>– Потеряла…Нет…Нету карточек… –  бормотала баба Дуня еще негромко. –  Карточки… Где…Карточки… –  И слезы, слезы подкатывали. Уч. с. 361: Если на месте разрыва прямой речи должны стоять вопросительный или восклицательный знак, а также многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.Вывод учащихся. Присутствующие в предложении авторские знаки препинания выражают эмоционально-экспрессивный настрой самого автора.4. <Приложение 13>– Не надо плакать, – громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите. Уч. с. 361: Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая – к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.Вывод учащихся. Авторские знаки препинания в данном предложении выражают эмоционально-экспрессивный настрой самого автора.VI. Слово учителя. Таким образом, мы наглядно убедились в том, как авторская пунктуация помогает раскрыть смысл и звучание произведения. Но обратимся еще раз к учебнику. Уч. с. 373: При всей многофункциональности знаков препинания в художественном тексте их постановка, как правило, имеет интонационную основу.Актуализация полученных на уроке сведений. Учитель. Вспомните, как называл Чехов знаки препинания? Ученик. А.П.Чехов утверждал, что «знаки препинания – ноты при чтении».Учитель. Что выражают, по мнению ученого Ф.И. Буслаева, знаки препинания? Ученик. По мнению ученого Ф.И.Буслаева, знаки препинания «выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему».VII. Слово учителя. Раскрыть смысл и звучание произведения помогают и языковые средства выразительности: тропы  и фигуры речи. Работа со Словарем терминов (распечатка у каждого учащегося).VIII. Решение тестов. Подготовка к ЕГЭ. Укажите номер правильного ответа.Какое из указанных средств выразительности есть в этом предложении? <Приложение 18>Тест №1  <Приложение 14>Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание. Поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться.1. эпитет2. олицетворение3. метафора4. фразеологизмТест №2<Приложение 15>Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло.1. эллипсис2. парцелляция3. эмфаза4. градацияТест №3  <Приложение 16>Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»1. эллипсис2. парцелляция3. градация 4. эмфазаIX. Подготовка к написанию сочинения. Задание С1. <Приложение17> Какие проблемы поднимает автор рассказа «Ночь исцеления»?Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем. Сформулируйте позицию автора.Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).Объем сочинения – не менее 150 слов (до 300 слов).X. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. <Приложение 19>