План-Конспект урока по русскому языку в 10 классе На тему: Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ


План-Конспект урока по русскому языку в 10 классе
На тему: Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
Цели урока:
Обучающая цель уроков: раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; показать способы подбора аргументов; нетрадиционные формы аргументации (хрия, синквейн).
Развивающая цель: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью, уровню коммуникативных умений.
Элемент интеграции с МХК на уроке дает возможность для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.
Задачи урока:
1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Типы урока: комбинированные с использованием ИКТ
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, контрольные листы, м/м презентация «виды аргументов», репродукции картин.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Ребята, вот мои аргументы, касающиеся актуальности темы сегодняшнего урока.
Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».
Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. Сократу, первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции, принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько ёмкие, что комментарий излишен. И мне очень хотелось бы, чтобы проверяющий часть С ЕГЭ вас увидел, и увидел, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
Ваше сочинение может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме. Поэтому небольшой экскурс в Часть С.
Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.
Что такое Часть С?
Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.
Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:
зрелость суждений при интерпретации текста;
умение оформлять собственные высказывания;
умение использовать средства выразительности;
соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.
Один из важнейших признаков текста (повторение материала с. 141 теоретический материал: текст – это…) это информативность. Без «вычитывания» этих информаций вряд ли можно правильно понять содержание текста.
Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».
Итак: что? как? для чего?
2. Что значит работать с исходным текстом? (Составить слайд и прокомментировать его может один из учеников либо сам учитель) (см. рис. 8).
-38100Ты увидишь тему.
Ты найдешь проблемы.
Ты найдешь основную проблему текста.
Это поможет понять тебе авторскую позицию.

Рисунок 8. «Что такое исходный текст?»
3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах (см. рис.9):
проблема, поставленная в исходном тексте; (комментарий ученика)
комментирование проблемы исходного текста; (комментарий ученика)
авторская позиция; (комментарий ученика)

Рисунок 9. «Четыре аспекта исходного текста»
собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы.
4.Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме).
Анализ выполнения задания Части С (мнение экспертов).
Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
Анализируя результаты выполнения задания, касающегося изложения собственного мнения, следует помнить о том, что более строгими стали требования к качеству его выполнения: так, формальная позиция экзаменуемого (я согласен /не согласен с мнением автора) не учитывалась как достойная положительной оценки хотя бы в один балл. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения. Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения – умение понимать другого и умение рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.
5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).6. Как аргументировать свою позицию?
0259715В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств (см. рис. 10).
Рисунок 10. «Система доказательств»
На основании этого материала можно построить слайд, как аргумент к учебному параграфу). Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь (с. 164). Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.
Комментарий учителя
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:
• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...
• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе - по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
4425315886460Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.
Слушаем фрагмент текста:
1) Кто это? Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах, с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике.
Одним словом, у этого человека наблюдалась постоянное непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Учитель греческого языка. Да, действительно, это герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре».
- Какая, на ваш взгляд, характеристика подойдёт этому персонажу: глупый, необразованный или ограниченный?Объясните, о ком можно сказать «ограниченный человек»?
(О человеке: с узким кругозором, с небольшими познаниями, с узкими интересами. Словарь русского языка С.И.Ожегова).(В тетрадях для подготовки к ЕГЭ запись примеров ограниченного человека из произведений художественной литературы).
Ребята, какой аргумент из читательского опыта вы можете использовать? (Образ чеховского человека в футляре, учителя греческого языка Беликова, а также те примеры, которые учащиеся подобрали при выполнении домашнего задания).
А вот для аргументации из жизненного опыта вам нужно будет использовать один из следующих способов в зависимости от группы, в которой будете работать.
1группа -аргументация с помощью примера;
2группа - аргументация с помощью иллюстрации;
3группа -аргументация с помощью образца (положительного или отрицательного);
4 группа - рассуждение с дефиницией.
7. Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения – умение понимать другого и умение рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста и с будущим читателем. В Интернете в чате, где вы общаетесь, я нашла интересное, но очень сердитое замечание: «Нет, как вам нравится это в требованиях к сочинению: мало, что надо изложить собственное мнение (хоть это впрочем, ладно), но еще и привести несколько аргументов, опираясь на жизненный и читательский опыт! Сколько там у нас этого опыта! Издеваются! Сознательной жизни-то около 5-ти лет, и что имеется в виду под «жизненным опытом»?
8. Что можно считать читательским, а что жизненным опытом? Ваше мнение? (см. рис. 11)

Рисунок 11. «Схема читательского и жизненного опыта»
Комментарий учителя
Данные аргументы можно ввести в сочинение в виде цитаты, факта, примера, основанного на «+» или «-» образце и так далее. Какую роль в аргументации играют сложноподчиненные предложения? (см. упр. 321).
Домашнее задание: Проанализировать текст «О милосердии» Д. Гранина (Упр. 319) и подобрать аргументы.