Конспект занятия по сенсорному развитию Путешествие в песочную страну


Конспект
развивающего занятия
по сенсорному развитию
в коррекционной группе дошкольников
на тему:
« Путешествие в песочную страну»
Учитель-дефектолог: В.А.Морозова
Тема: «Путешествие в песочную страну»
Цели:
Коррекционно - образовательная
- учить детей определять на ощупь свойства песка (сухой, сыплется, не лепится)
- побуждать к речевому общению
Коррекционно - развивающая
- развивать мелкую моторику рук, пальцев
- развивать тактильные ощущения в играх и упражнениях
Коррекционно -воспитательная
- создавать у детей эмоционально-положительное настроение.
Оборудование: ванна с песком, фигурки, совочки, формочки, поднос, фартучки по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Педагог:
- Здравствуйте, дети. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте друг друга.
Посмотрите, что я вам принесла – четыре ведёрочка разного цвета. Скажите, в какие цвета разукрашены они? (ответы детей) А, вот ещё посмотрите, что у меня есть? (ответы детей) Правильно, это коробочка с разноцветными крышечками.
- Дидактическая игра « Разложи правильно».
Педагог: Разложите крышечки в ведёрочки в соответствии с их цветом.
Основная часть:
Педагог:
Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, мы отправимся в волшебную страну. Он не просто волшебная – она песочная. Но чтобы попасть в неё, нужно произнести волшебные слова:
- Ты в ладошки посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным,
А, ещё, желательно
Делать всё внимательно!
- Ребята, а кто это к нам пришёл?
Дети: Зайка. Он очень грустный.
Педагог:
- Что с тобой Зайка? Ты весь в песке: и на ушках, и на лапках, и на рубашке. Кто тебя обидел, скажи мне на ушко?.. Бедный зайчик.
Ребята, у зайчика заболели глазки, потому что зверята, с кем он играл, не умеют правильно играть в песочнице и бросили ему песок в глаза. Ой- ой- ой, как нехорошо. Давайте пожалеем зайку, отряхнём его, пожалеем - «не плач - не плач». А, вы, дети, знаете, как играть с песочком? Послушайте правило: - Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!
-В рот песок не брать, ничего не разрушать!
-Песок - мирная страна – обижать его нельзя!
Педагог:
Закройте глаза. Раз, два, три. Глазки открыли. В ванночке песочек не простой, а волшебный. Поздороваемся с ним, ребята.
Дети: « Здравствуй, здравствуй песок. Здравствуй, здравствуй дружок!
Будем мы с тобой играть, и не будем обижать»
Педагог: (игровые упражнения «Здравствуй, песочек», «Отпечатки»)
- Положите ладошки на песочек.
- Пальчики вместе, а потом в стороны.
- Вдавили ладошки в песок – вот они на песке остались.
- Запустили пальчики в песок – нет наших ручек.
Педагог: (игровые упражнения «Пианино», «Змейка»)
Нам весело? Давайте и песочек развеселим, пощекочем его: сначала одной рукой, затем другой. А теперь двумя ручками. Побежали по песочку ладошками, как змейки – вот так.
Педагог:
- А какой песочек на ощупь? Приятно с ним играть?
Дети: Сухой, мягкий, приятный.
Педагог: (игровое упражнение «Самый сильный»)
-А, ну-ка, сожмите горстку песка в руках, крепко-крепко, вот-так. Подержите и тихонечко отпустите. Ещё раз сожмите в руках крепко-крепко, чтобы ничего не просыпалось и опять отпустите.
- Вы сказали, что песок сухой – правильно, поэтому он и рассыпается.
(игровое упражнение «Сеем, веем»)
- Давайте поработаем совочком. Возьмите белые баночки и насыпьте туда песок. Что получилось?
Дети: Песок сыплется из дырочек.
Педагог:
- Послушайте, как он сыплется? Ш-ш-ш Повторите.
Дети: повторяют.
Педагог:
- А, теперь, песочек хочет, чтобы мы порисовали на нём (задания по инструкции).
-положите ладошку на песок и поводите, поскользите по поверхности – как бежит змейка.
-пальчиком нарисуем кружок – это солнышко, а потом подрисуем палочки – лучики.
-двумя пальчиками нарисуем дорожку.
- Молодцы! Какие хорошие получились рисунки. Песочек вами доволен.
Физкультминутка:
Педагог: Зайка тоже выполнял все упражнения с нами и устал.
Раз, два, три – превратились в зайчиков и мы (подвижная игра).
-Скачут зайки на лужайке - вот так, вот так.
-А какие у них ушки? - вот такие, большие.
-А какие у них лапки? - вот какие, маленькие.
-Лиса идёт. Спрятались зайки…(дети присаживаются на корточки и закрывают глазки ладошками).
Педагог:
Ребята, зайка мне говорит на ушко, что ему всё понравилось. Он теперь умеет обращаться с песком. Но его друзья спрятались, и он просит их найти.
Давайте поищем их в песочке (игровое упражнение «Найди фигуру»).
Дети: ищут фигурки зверей в песке и выставляют их на поверхность песка – получается: животные, ёлочки, грибочки.
Педагог:
-Посмотрите, какая сказочная песочная страна. Зайка нашёл своих друзей и благодарит вас за помощь.
Заключение:
Педагог:
Вот и закончилось наше путешествие в песочную страну. Вам понравилось? Кого мы здесь встретили? (ответы детей).
Мы и дальше будем приходить сюда играть. А теперь протяните ручки над песочницей и помашем ему – попрощаемся.
Дети: «До свидания, песок, до свидания, дружок!»
Итог занятия:
Педагог: До свидания, ребята. Зайка и волшебный песочек ждут вас в гости.

Используемая литература:
1.Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка в семье и дошкольных учреждениях. – М., 1998г.
2.Епанчинцева О. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Детство-Пресс, 2009.
3.Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия». Дошкольная педагогика. – 2004.
4.Некрасова Е. «Играем с песком, водой, глиной». Дошкольное воспитание. – 2006. №6.