Приёмы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо


Как маркировать текст
Тексты информационного характера Тексты публицистичес-кого,
оценочного характера
«V» – знал(а). «V» – знал(а).
«+» – новая информация. «+» – согласен.
«?» – есть вопросы. «–» – не согласен, вызывает сомнения, я думал иначе.
«!» - это важно! «?» – есть вопросы.
«!» - это интересно!
«Толстые и тонкие вопросы»
Толстые? Тонкие?
Кто...? Дайте три объяснения: почему?
Что...? Объясните: почему...?
Как звать...? Почему вы думаете...?
Когда случилось? Почему вы считаете...?
Где происходило? В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
Может...?
Будет...?
Мог ли...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Пишем синквейн Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1-я – существительное, задающее тему стихотворения;
2-я – два прилагательных или причастия к данному существительному;
3-я – три глагола к данному существительному;
4-я – смысловая фраза, выражающая отношение к предмету описания, суждение;
5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному, ассоциация.
Правила работы в группе
Выслушивай не перебивая.
Не говори одновременно с другими.
Придерживайся темы.
Любые идеи имеют ценность.
Человек сам вправе решать, в какой мере он участвует в общей работе.
Уважай различные мнения. Надо слушать, а не успокаивать других.
Любые вопросы важны.
Избегай прямых указаний и назидательности.
__________ .
_________ .
-489585-281940Шесть шляп мышления
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! В помощь вам – «Требования к мастер-классу»
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в мастер-классе позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом мастер-класса связана та или иная эмоция.
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?»

Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. За вами – последнее слово.