Конспект занятия кружка Северное сияние по теме Золотая осень.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
Конспект занятия кружка «Северное сияние»
по программе «Природа и творчество»
2-й год обучения
для детей 9- 10 лет
Подготовила
педагог дополнительного образования
ЮСУПОВА З. Я.
г. Новый Уренгой
2013 г.
Тема урока: «Золотая осень»
Цель урока: развивать творческие способности детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.
Задачи урока:
1. Обучающая:
формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге;
закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).
2. Развивающая:
развивать творческую активность;
развивать абстрактное мышление;
развивать творческую смелость в работе.
3. Воспитательная:
воспитывать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность; прививать интерес к работе с разным материалом;
развивать у детей наблюдательность через связь с окружающей средой;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.
Формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся:
Компетенции:
- Умение видеть красоту природы,
- Готовность беречь родную природу
У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.
Материалы и оборудование:
Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для пастельной бумаги, ластик, губка, кисточка.
Для учителя: работы учащихся, репродукции картин художников, фотографии, наглядные пособия.
План занятия:
Организационный момент – 2 мин.
Теоретическая часть – 10 мин. 
Практическая часть – 20 мин.
Итоговый анализ работ – 5 мин.
Уборка рабочего места – 3 мин.
Ход занятия:
1.Организационная часть. Подготовка к занятию:
Дети рассаживаются за парты, готовят рабочее место.
2. Теоретическая часть.
Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.
- Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармоничного сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют видеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей (показ репродукций картин известных художников:Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща», Виноградов С.А. «В усадьбе осенью», Остроухов И.С. «Золотая осень»). И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только видеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других.
Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность используются технические средства обучения: аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»). Педагог предлагает детям вспомнить отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Показ педагогом поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.
На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки, смешивая с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.
3. Практическая часть. Самостоятельная работа.
Устное первичное закрепление нового материала.
- Итак, ребята, повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.
- На втором этапе?
- (Ответ учащихся)
 По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).
4. Итоговый анализ работ.
В конце занятия выставляем все работы, и коллективно с учащимися подводим итоги о проделанной работе.
Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы.  В ходе анализа работ детям задаются вопросы.
- Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей
- У кого получилось на «отлично»?
- Кому надо доделать?
Всем спасибо за работу! Вы молодцы!
Литература:
Джонсон К. Наброски и рисунок / Пер. с англ. Н.В.Кремко; Худ.обл. М.В.Драко.-2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2003
Гаррисон Х. Полный курс Рисунок и живопись. Материалы, техника и методы «Эксмо» Москва, 2006
Репродукции картин художников:
Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща».
Виноградов С.А. «В усадьбе осенью».
Остроухов И.С. «Золотая осень».