Практические и самостоятельные работы на уроках географии


Отчет по теме самообразования «Практические и самостоятельные работы на уроках географии» Якушевой Тамары Петровны
Значение практических работ в процессе обучения географии
Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практическая работа может выполняться по:
а) по предоставленному учителем готовому плану;
б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах.
По цели проведения практические работы делятся на обучающие (их еще называют тренировочными) и контролирующие, их принято называть проверочными.
Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку конкретных предметных умений, например: обозначать объекты на контурных картах и т.д. Другие обучающие практические работы направлены на получение новых знаний.
Еще один необходимый вариант типологии практических работ — по ведущему способу познавательной деятельности:
• описательные, в том числе сравнительные описания;
• аналитическо-синтетические (анализ, характеристика, обобщение, установление связей);
• прогностического характера;
• проектирующие;
• комплексные (сочетающие в себе два и более вида деятельности).
В своей работе со школьниками дифференцированно я использую различные виды самостоятельных и практических работ. Например:- наблюдение на учебных экскурсиях; - работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану), составление тезисов; - ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям;- установление взаимосвязей и причин явлений; - задание на пути формирования какого-либо понятия
Самостоятельные и практические работы позволяют решать следующие задачи:
- образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков); - воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда); - развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
5 класс
Курса «География. Планета Земля» включает в себя изображения Земли на глобусе и картах, что является логическим продолжением аналогичных тем природоведения, но здесь учащийся получает топографические картографические представления. Очень важно научить учащихся понимать различия плана и карты, читать и составлять элементарный план местности, пользоваться градусной сетью при определении географических координат, определять значения абсолютных высот. Процесс формирования общих понятий в 5 классе предполагается определенную последовательность:
Выявление имеющихся у учеников опорных понятий и представлений, повторение пройденного (например, понятия о горизонте, о плане местности, масштабе).
Практическое подтверждение усвоенных образов и явлений окружающей природы (например, форм рельефа, явлений погоды и т.д.) с целью уточнения и приобретения новых знаний в процессе обучения.
6 класс
Учащиеся шестых классов уже обладают конкретным мышлением, т.е. органической слитностью понятия с соответствующим образным представлением. В связи с этим необходимо поддерживать определенную преемственность, сохраняя конкретные образы и развивая конкретные понятия, усвоенные учащимися в IV и V классах. Можно успешно применять в шестом классе обучение приемам чтения карт уже при изучении первой темы «Изображения Земли на глобусе и карте», который постоянно используется впоследствии. Например, я даю учащимся прием чтения условных знаков карты в виде правила:
прочитать название карты;
выяснить ее масштаб;
изучить легенду карты.
Затем моно познакомить учащихся в картами школьного атласа и предложить ответить на такие вопросы:
Какие карты помещены в атласе?
Каков масштаб этих карт?
Как показаны на карте горы и равнины?
Как можно узнать высоту гор и глубину океанов?
И т.д.
Эти вопросы помогают закрепить приемы работы с картой. Например, характеристика гор – первая попытка описания объекта по карте, поэтому его дает сначала учитель; последовательность действий учащиеся записывают в тетради. Состав приема описания географического объекта на примере гор.
План характеристики Действия, входящие в прием
Название гор.
Географическое положение – в какой части материка находится.
Направление горных хребтов - определение по карте.
Протяженность горных хребтов в градусах и км.
Преобладающие высоты гор.
Наибольшая высота (наивысшая вершина) гор и ее географические координаты. Найти горы на карте.
Установить, в какой части материка они расположены.
Определить направление горных хребтов с помощью географической сетки.
Измерить протяженность гор по карте в градусах и км с помощью масштаба.
По шкале высот определить преобладающую высоту гор.
Найти отметку наибольшей высоты гор и определить ее географические координаты.
Объяснение учителем способов выполнения заданий обеспечивает рост познавательной самостоятельности. Важнейшим условием успешного формирования общих понятий в шестом классе является обоснованный отбор единичных понятий, на основе которых формируются общие понятия.
По аналогичному плану описываются равнины.
7 класс
I. Практическая работа по изучению физико-географического положения материка изучается методом беседы учителя и практическими работами по карте с привлечением навыков учащихся ориентирования определять широту и долготу на карте. По физической карте полушарий и физической карте первого изучаемого материка – Африки – выясняется его географическое положение:
Положение Африки по отношению к экватору, тропикам, начальному меридиану. Делается вывод, что Африка находится в Северном и Южном полушариях и почти посередине пересекается экватором, большая часть расположена восточнее начального меридиана.
Определение географических координат (широта и долгота) крайних точек.
Устанавливается географическое положение Африки по отношению к другим материками и океанам.Такой план характеристики учащиеся должны усвоить и применять его самостоятельно при изучении других материков. В дальнейшем видно, что учащиеся успешно справляются с практическими работами по географическому положению других (оставшихся) материков.
II. В практических работах при изучении рельефа учащиеся пользуются контурной картой (раскраска гор и равнин, нанесение их на карту). Опять же пользуемся общим планом описания гор и равнин, известных с шестого класса, но здесь необходимо ввести вопросы, помогающие раскрыть новый материал.
План характеристики гор по карте
Название.
Местоположение.
Протяженность в градусах и километрах.
Преобладающие и наибольшие высоты.
Происхождение и строение.
Преобладающие формы рельефа.
Высшие точки – вершины (их географические координаты).
Заметно, что ребятам нравится сравнивать различные горы по этим признакам.
Изучение темы "Климат" должно быть направлено на то, чтобы учащиеся понимали, какие факторы определяют климат любого материка, какие из них совпадают и какие характерны для данного материка. Для этого проводится практическая работа, предлагается типовой план описания климата по климатической карте:
Географическое положение, области распространения.
Средние температуры января и июля.
Господствующие ветры.
Годовые осадки и их распределение по временам года.
Этот типовой план сообщается учащимся при изучении природы первого материка - Африки.
Практические работы по изучению внутренних вод материков тоже проводятся по типовому плану характеристики реки. Он содержит следующие пункты:
Название реки.
Географическое положение истока.
К бассейну какого моря относится.
В каком направлении течет и по какой местности (равнины, горы и т.п.).
Г.П. устья.
Притоки - правые и левые.
Длина реки.
Характер течения.
Питание и режим в зависимости от климата.
Хозяйственное значение.
Результат практической работы позволяет определить водность реки, ее гидрологический режим по сезонам года и хозяйственное значение. Эта работа выполняется по карте в соответствии с типовым планом. Иногда эту работу выполняют в виде таблицы.
Изучение природных зон также выполняется по типовому плану с объяснением слоных вопросов и последующей беседой:
Г.П. зоны.
Климатические условия.
Почвы и растительность.
Животный мир.
На примере области влажных экваториальных лесов Африки, показателей ее климатических условий, растительного фона и границ учащиеся убеждаются в реальности образа природной зоны (ПК).
В итоге работы учащиеся убеждаются, что характеристику П.З. можно дать по карте с привлечением учебника, и что текст в учебнике дается по определенному плану.
Все эти практические работы в курсе 7 класса (материков и океанов) на примере Африки будут повторяться при изучении других материков, но самостоятельно учащимися.
8 класс
Особенности практических работ по курсу "География России: Природа". Здесь объясняется необходимость более глубокого изучения ПК крупных территория России в целях наиболее рационального использования природных ресурсов и их охраны. Рассмотрим на примере Русской равнины конкретное содержание и методику изучения крупной территории. Изучение выполняется по общепринятому плану:
Географическое положение.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
Климатические условия.
Воды.
Зональные природные комплексы и природные ресурсы.
Хозяйственная деятельность человека и охрана природы.
Все остальные крупные территории - Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток - рассматриваются учащимися по этому же плану самостоятельно.
Самостоятельная работа "Зональные природные комплексы Восточно-Европейской равнины". При изучении природных зон Русской равнины ставится задача углубить понятие широтной зональности природы. При изучении ПК учащиеся должны усвоить:
Особенности ГП.
Отличительные особенности природы этого ПК от других.
Взаимосвязи меду компонентами природы рассматриваемой территории.
При выполнении самостоятельных работ необходимо обучить построению физико-географического профиля. Нужно последовательно давать задания построить профиль рельефа, затем нанести геологическое строение, климатические показатели, типы почв и растительности. В завершении составления профиля наносятся природные зоны.
9 класс
I. В 9 классе изучается курс География: Природы и население России. Особое внимание в курсе уделяется изучению межотраслевых комплексов народного хозяйства. В настоящее время выделено 7 основных межотраслевых комплексов:
Топливно-энергетический.
Машиностроительный.
Металлургический (черная, цветная).
Химико-лесной.
Агропромышленный.
Научный.
Инфраструктурный.
Транспортный.
Изучение межотраслевых комплексов народного хозяйства проводится по типовому плану и картам. Я даю инструкции ученикам в которую входит типовой план:
Название и хозяйственное значение комплекса.
Структура комплекса.
Основные проблемы развития и пути их решения.
Факторы размещения отраслей комплекса.
Территориальная структура и районы сосредоточения производства.
Перспективы развития.
Характеристика отдельных отраслей промышленности выполняется самостоятельных или практических работ. После выполнения работы проводится беседа. Конечно, нельзя ограничиваться лишь практическими работами. Наиболее удачными являются комбинированные уроки с выделением времени на самостоятельные и практические работы.
II. Большое значение уделяется изучению экономических и географических районов. Важная задача заключается в овладении учащимися умением дать характеристику экономических районов так же по типовому плану и картам, который включает:
Экономико-географическое положение района.
Оценка природных ресурсов.
Население и трудовые ресурсы.
Хозяйство: а) промышленность (отрасли специализации); б) сельское хозяйство; в) транспорт.
Города.
Экологические проблемы.
Перспективы развития.
Изучается всего 11 экономических районов. Типовой план характеристики ЭГП я даю в начале темы, например в Центральной России. Второй экономический район я рассматриваю вместе с учащимися, ЭГП на примере северо-западного экономического района. Следующие экономические районы ребята стремятся выполнять самостоятельно по этому же типовому плану.
и 11 классы
I. В 10 и 11 классах изучается курс «Экономическая и социальная география мира». В 10 классе изучается общая характеристика мира. Особое внимание уделяется географии отраслей мирового хозяйства. Сначала рассматривается география промышленности, затем изучается география сельского хозяйства и всемирные экономические отношения.
При изучении географии промышленности особая роль уделяется специализации хозяйства и ее причинам. Вспомогательные отрасли и местные отрасли, схема в учебнике и на доске. При этом необходимо обучать учеников отбирать такие данные, которые характеризуют особенности региона, его своеобразие через труд людей. Сначала дается обоснование специализации региона, т.е. определению ведущих отраслей хозяйства в этом регионе. Методика определения специализации может быть различная. Моно подвести учащихся к пониманию специализации района индуктивным путем анализа экономико-географического положения природных и трудовых ресурсов. Вторая методика определения специализации – дедуктивным путем – состоит в том, что учитель сам формулирует ведущие отрасли и специализацию района, а затем предлагает ее обосновать. Для обоснования ребятам предлагается по приложению учебника или опубликованным статистическим данным определить отрасли регионов мира, затем путем сравнения регионов между собой определить место данного региона в производстве страны. Затем определяются масштабы и перспективы развития путем сравнения показателей региона с мировыми показателями других регионов. Размещение отрасли изучается с использованием карты. В этом случае решаются следующие вопросы:
Чем объяснить, что эти отрасли являются в данном регионе отраслями специализации (факторы специализации).
Чем объяснить такое размещение (факторы размещения). Главные факторы:
а) природные ресурсы (можно использовать карту, диаграммы любых из природных ресурсов);
б) транспортно-географическое положение (ТГП).
При такой методике путем дедукции учащиеся успешно справляются с самостоятельной работой.
При изучении сельского хозяйства региона необходимо учитывать положение страны или региона по отношению у потребителю. Например, хозяйство пригородной зоны получает большой доход от реализации овощей и картофеля. Кроме установления специализации при изучении экономических районов важно определить уровень комплексности в развитии отдельных производств. Это выполняется путем сопоставления таблиц учебника. В последние годы все шире внедряется при проведении практических и самостоятельных работ по географии работа со статистическим данными. Я использую это для привития учащимся навыков географического анализа изучаемого материала.
В 11 классе изучается региональная характеристика мира:
Зарубежная Европа.
Зарубежная Азия. Австралия: изучаем Китай, Японию, Индию, знакомимся с Австралией.
Африка: сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
Северная Америка: рассматриваем США и Канаду.
Латинская Америка: знакомимся с Бразилией.
При изучении общей географической характеристики страны (ОГХ) страны практические работы можно оформить в виде таблицы. Например, «Итоговое задание. Работа в тетради. Задание: пользуясь материалами темы, назвать основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представить их в виде следующей таблицы:
Страны Тип воспроизводства населения Национальный состав населения Уровень урбанизации Уровень развития хозяйства Отраслевая структура хозяйства Территориальная структура хозяйства
США
Канада Работаем с этой таблицей, делаем обобщение.
II. При составлении характеристики ОГХ можно использовать общий план:
Название страны.
Визитная карточка.
ЭГП (сухопутные, морские границы, транспортно-географическое положение)
Природные условия.
Природные ресурсы.
Экономика (хозяйство): а) промышленность (отрасли специализации); б) сельское хозяйство; в) внешние экономические связи.
Эта практическая работа при изучении ряда стран повторяется. Учащиеся, вспоминая 9 класс при изучении экономических районов, свободно справляются с выполнением конкретной практической работы.
Заключение
В заключение, нужно отметить, что знакомство учеников с географией происходит через познания географической среды, умение применять полученные географические знания, объяснять и оценивать разнообразные природные объекты и явления. Для того, чтобы в большей степени развивать интеллектуальные и творческие способности, необходимо опираться на практическую часть учебной деятельности в процессе географических исследований.