Конспект урока литературное чтение О.Высотская Осеннее утро

Тема урока. О.Высотская «Осеннее утро».
Цель: формирование навыков качественного чтения.
Задачи:
создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость содержания основных тем предметов (чтение, музыка, рисование, развитие устной связной речи;
учить правильному, осознанному, выразительному чтению стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» с соблюдением пауз, интонации и логических ударений;
корригировать и развивать зрительную и слуховую память учащихся, используя мнемонический приём; развивать слуховое восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
продолжать работу по обогащению и уточнению словарного запаса и развитию связной речи; активизировать словарный запас учащихся с ОВЗ;
развивать умения преодолевать препятствия;
развивать на основе литературного материала интерес к предметам эстетического цикла.
Оборудование: магнитная доска; осенние листья, наборы частей стихотворного текста в конвертах; сюжетная картина «Осеннее утро», словарные карточки (изморось, изморозь), текст стихотворения «Осеннее утро» на слайде; презентация к уроку «Осеннее утро».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Эхо».
- Помните, эхо повторяет слова сначала громко, потом тихо и затихает.
а) повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения Ю.Коринец «Листопад».
УЧИТЕЛЬ:
УЧЕНИКИ:

Вьётся в воздухе листва,
листва, листва, листва

В жёлтых листьях вся страна.
страна, страна, страна

У окошка мы сидим
сидим, сидим, сидим

И глядим наружу.
наружу, наружу, наружу

Шепчут листья: «Улетим!»
улетим, улетим, улетим

И ныряют в лужу.
в лужу, в лужу, в лужу.


2. Упражнение «Ветерок».
- Повторяйте слова за мной на выдохе.
лист, листья, листопад;
лиловый, золотой, багряный;
зеленоватые, красноватые, желтоватые;
падают, устилают, шуршат.
- К какому времени года относятся эти слова?
3. Упражнение «Осенние листья».
- Возьмите листики с осенних деревьев и положите перед собой на парте.
(У каждого учащегося по одному листочку.)
- По моей команде: «Слабо» вы подуете на лист тихо, будто лёгкий осенний ветерок, так, чтобы листок едва закачался. Но если я скажу: «Сильно!», ваш лист должен словно подпрыгнуть от сильного осеннего ветра.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Вступительная беседа.
картина «Осеннее утро»
- Какую осень изобразил художник?
- Какие признаки золотой осени вы здесь видите?
- А какое время суток изображено на картине?
- Почему вы так думаете?
V. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» учителем с целевой установкой:
- Я прочту стихотворение Ольги Ивановны Высотской «Осеннее утро», вы внимательно послушаете и скажете, о каком времени суток говорится в стихотворении?
(Учитель читает, учащиеся слушают и отвечают на поставленный вопрос.)
- А какое настроение передаёт автор в стихотворении?
2. Проверка восприятия текста. Ответы учащихся на вопрос:
- Какое настроение передаёт автор в стихотворении?
- О каком времени суток говорится в нём?
(Природа прощается с летом, всем грустно, всё вокруг чего-то ждёт.)
3. Повторное чтение стихотворения учителем.
- Я ещё раз прочту стихотворение, вы внимательно следите и постарайтесь запомнить интонации и паузы.
(Учитель читает, учащиеся следят.)
4. Чтение учеником I части стихотворения.
- Куда смотрит клён?
- Что он там видит?
- Какое его отражение в озере?
(Клён любуется своей красотой.)
- Что автор подразумевает под словом «серебро»?
(Осенний заморозок ещё можно назвать лёгким осенним инеем, а точнее – ИЗМОРОЗЬ.)
(На доску выставить карточку «ИЗМОРОЗЬ».)
5. Словарная работа.
- Прочтите слово ИЗМОРОЗЬ по слогам. А теперь – целиком.
(На доску выставить слово «ИЗМОРОСЬ».)
- Прочтите это слово.
- Чем слово ИЗМОРОЗЬ похоже на слово ИЗМОРОСЬ?
- Чем отличаются эти слова?
- Как вы думаете, что значит слово «ИЗМОРОСЬ»?
- Изморось – мелкий моросящий дождь.
6. Чтение учеником II части стихотворения.
а) словарная работа: запоздалый, озябшая.
- Как вы думаете, откуда на рыжике появились капли?
(Растаяла изморозь.)
7. Чтение учеником III части стихотворения.
- Почему лоси осторожные?
- Лоси – крупные животные, но, несмотря на свои большие размеры, умеют ходить очень тихо, бесшумно, тихо. осторожно.
8. Словарная работа.
*Тревожная тишина – лес с тревогой ждёт, что будет дальше, какие произойдут изменения.
*Чутко – любой шум, даже совсем незначительный, может разбудить бор.
* Гложут – едят, грызут.
9. Чтение учеником IV части стихотворения.
- Что поэтесса назвала красными бусами?
(Кисти или грозди рябины.)
- Почему она говорит, что рябина празднует?
(А праздник-то называется золотая осень!)
10. Физминутка «Осенние листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(Дети произносят слова и имитируют движения.)
- Сейчас мы поиграем.
Во время ветра все деревья в парке или в лесу раскачиваются и поют одну и ту же песню: «Ы-Ы-Ы». Вот только поют они эту песню разными голосами. Внимание!!!
Вокруг себя повернитесь, в дуб превратитесь. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы-Ы-Ы».
Вокруг себя повернитесь, в берёзы превратитесь. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «Ы-Ы-Ы».
Вокруг себя повернитесь, в осинки превратитесь. Осины дрожат даже тогда, когда ветра совсем нет. Покажите, как вы это представляете. А осины поют ещё более высоким голосом: «Ы-Ы-Ы».
Вокруг себя повернитесь, учеников превратитесь. Присядьте на место.
11. Чтение учеником всего стихотворения О.Высотской «Осеннее утро».
- Читай стихотворение не торопясь, соблюдая паузы и ударение.
12. Работа с деформированным текстом.
- Закройте учебники, откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Достаньте тест стихотворения, разрезанный на части, и соберите его в таком порядке, в каком мы читали в учебнике.
(В конце выполнения задания ученики поднимают осенний листок.)
- Прочитайте собранное стихотворение.
(Ученик читает стихотворение целиком, остальные – проверяют.)
VI. Итог урока. Рефлексия «Моё настроение».
- Оцените своё настроение в конце урока. Покажите красный круг, если вам сейчас хорошо и весело, было интересно на уроке; синий круг – вам грустно и у вас плохое настроение, на уроке было неинтересно.
- Какие тёплые тона осень использовала в стихотворении «Осеннее утро»?
(Жёлтый, красный.)
VII. Домашнее задание.