Внеклассное мероприятие по литературе Путешествие в мир русских народных сказок


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Южно-Сахалинска
Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе
Тема: путешествие в мир русских народных сказок
Выполнила: учитель русского языка
и литературы
Зайцева Лидия Анатольевна
Южно-Сахалинск, 2015
Внеклассное мероприятие по литературе
«Путешествие в мир русских народных сказок»
Цели:
1. Закрепить знания по сказкам;
2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь.
3. Воспитывать интерес к чтению, чувство коллективизма.
Оборудование: выставка детских рисунков по мотивам сказок; выставка книг-сказок; раздаточный материал для участников игры, грамоты и призы для награждения.
Ход мероприятия
Слово учителя. Где живет сказка? А повсюду: в дремучем лесу, в поле среди колосьев, на распутье дорог и в укромном уголку. Из уст в уста передавались сказки. Так возникло устное народное творчество.
Сказка – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа. Сказка – это складка, долго складывалась слово за слово, пока не возник целый мир, в котором так хорошо и весело погулять и присмотреться к самым, казалось бы, невероятным поворотам судьбы. У сказок счастливый конец. Расставаясь с героями, мы должны знать, что они одержали победу и больше не нуждаются в нашей помощи и сопереживании. Счастливый конец сказки – это награда читателям за долгое странствие вместе с героями сказки.
А сегодня мы с вами опять отправляемся в увлекательнейшее путешествие . мы окунемся в мир сказок, вспомним любимых героев.
Итак, начинаем наше путешествие. Для этого нам необходимо разделиться на две команды: при входе в кабинет вы взяли листочки зеленые и синие, они помогут нам разделиться. Ребята с зелеными листиками – это одна команда, вы садитесь за стол с названием «Сказочники», с синими – вторая, вы садитесь за стол с названием «Волшебники». Я прошу вас занять свои места.
Вот теперь мы точно готовы к путешествию, как в сказках героям предстоит сделать выбор, так и вам сейчас тоже придется его сделать. Вы видите названия конкурсов на доске: среди них «Теория литературы», «Сказочный герой», «Литература и искусство», «Любимые сказки», «Я исследователь».
Выбирать вы будете по очереди, в каждом конкурсе вас ждут новые задания. Первого, кто выбирать, определим с помощью ребуса, кто первый отгадает название русской народной сказки, та команда первой сделает свой выбор.

Итак, у нас есть команда, которая будет выбирать первой, пожалуйста, ребята, ваш выбор. Команды по очереди выбирают конкурсы, за каждый ответ или выполненное задание они получают один жетон.
Теория литературы.
Один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом (сказка)
Элемент композиции, подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка (присказка)
Самый напряженный момент в произведении, сказке (кульминация)
4. Слово, которое придает последующему слову выразительность, образность, в сказке они бывают постоянными (эпитет)
5. Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных)
6. Начало сказок (зачин)
7. Приведите примеры концовок сказки?
8. Чему учат сказки?
9. Как называют человека, совершившего героический поступок.
10. Как называется фольклор, УНТ другим словом?
Сказочный герой
Он любил петь, но пострадал от лисы, и песенка ему не помогла (колобок)
Кто пострадал от непослушания и от сильной жажды (Иванушка)
Этому герою жаль было всех животных, он тратил на них последние деньги и они его отблагодарили. (Семен)
Эта героиня вкусно готовила, красиво шила и танцевала (Василиса Премудрая)
Кто спасал петушка от лисы? (кот, дрозд)
Сказочный героя, который в сказке освоил новый транспорт для поездки к царю (Емеля)
Кто влезал в ушко к коровушке за помощью? (Хаврошечка)
Как звали кота в сказке «Кот и лиса»? (Котофей Иванович)
Сначала заморозил, потом обогрел, потом богатства подарил? (Морозко)
Верный помощник Иван-Царевича (серый волк)
Сказочная героиня, бывает злой, доброй, может помочь, может съесть? (Баба Яга)
Литература и искусство.
Иллюстрации к сказкам создавали многие художники. Обратите внимание на экран, совершим небольшое путешествие в мир искусства. Попробуйте отгадать название сказки по иллюстрации (слайды)
А это все вам известная иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка», мы с ней уже работали на одном из уроков. Она принадлежит известному художнику-иллюстратору Васнецову, это «Василиса Прекрасная». Задание заключается в следующем. В установленное время попробуйте дать описание этой картины. Оцениваться это задание будет в пять баллов. Ребята составляют рассказ по картине, зачитывают, получают баллы.

Любимые сказки
В этом конкурсе вы проявите свою внимательность, в этом волшебном квадрате спрятались сказки, найдите их и назовите. Побеждает та команда, которая справится быстрее.
МОРОЗКО, ФИНИСТ, КОЛОБОК, ТЕРЕМОК, СИВКА-БУРКА, ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА, РЕПКА
М
ЮД Н Ж С ЩХ Л О
Ф
О Ж Э Б Б И А ПТ
И
И РЕ ПК А В Ь Д
Н
Ж Я О Й И Д РК ЮИ
Э Ч Ь ЗО ПО О А
С
Ж ЩРА К Ф ШМ Б
Т
ЗЮД О ЫО Е Е У
ЦА РЕ В Н А Ч РРГ К М
И ЮЗО К Е К
К О Б О Л О К А
Т А
Я исследователь
Мы прочитали много сказок, посмотрели много иллюстраций к ним, познакомились со множеством героев. Давайте вспомним вопрос, который был на станции «Сказочный герой». Сказочная героиня, бывает злой, доброй, может помочь, может съесть? Конечно, это Баба Яга. Она встречается во многих сказках и на самом деле, бывает разной. И вы мне сейчас это докажите. Каждая команда тянет по листочку. Читайте, что там написано, что вы должны доказать. Баба Яга- помощник и друг. «Баба-Яга – злой враг. За установленное время вы должны доказать этот тезис, вспомнить названия сказок, сказать какую роль играет там Баба-Яга. (Ребята собирают доказательства, по истечении времени рассказывают).
Конкурс капитанов.
Мы поговорим с вами о сказках. Вы по очереди называете их, кто назовет последний, тот и выигрывает.
Итак, наше путешествие подошло к концу, осталось только подсчитать баллы, подвести итоги и наградить участников.
Подведение итогов, награждение победителей.
Ребята, сегодня вы еще раз доказали, что читать сказки надо, ведь это мудрость. Читая сказки, мы учимся быть добрыми, честными, а значит хорошими людьми. Всем спасибо, до свидания.