Коррекционное занятие с элементами игрового тренинга по развитию социальных взаимоотношений детей по профилактике суицидального поведения.


Коррекционное занятие с элементами игрового тренинга по развитию социальных взаимоотношений детей по профилактике суицидального поведения.
Занятие подготовила :
педагог – психолог Касумова Г.А.
Пояснительная записка
Данный игровой тренинг рассчитан для детей младшего школьного возраста. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных особенностей ребенка.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Необходимо учить детей преодолевать препятствия, снимать уровень тревожности и агрессивности, учить приспосабливаться к жизни в социуме, умению сходится со сверстниками. Детям необходимо оказание своевременной социально-психологической помощь. Основным методом работы выбрана упражнение, игры и сказкотерапия, для того чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых возможностей, укреплять в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Развивать воображение ребенка, достигать позитивных изменений, благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста.
Список литературы:
1.Сборнике методических материалов О.П. Степановой и Л. Г. Бузуновой «Тренинги.
2. Психокоррекционные программы. Деловые игры».
3. «Сказка про маленькое Облачко» Для детей 5-10 лет Блинова Татьяна Николаевна.
Тема: «Вместе — дружные ребята»
Цель занятия:
Формирование позитивной Я- концепции: повышение уверенности в собственных силах; актуализация потенциала каждого ребенка; коррекция поведения средствами сказкотерапии и социально-психологических игр.
Формирование у младших школьников адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей.
Формирование правильного поведения в социуме.
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;
Учить детей доброжелательно относится друг к другу.
Категория участников: младший школьный возраст.
План занятия
Приветствие по кругу.
Приветствие: «Здравствуй, друг!» - Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики. Я очень рада вас сегодня видеть. (Психологический настрой).
Сегодня мы с вами собрались, чтобы научиться чувствовать и понимать друг друга. Мы с вами найдем ответ на вопрос: «Кто такой друг, что такое доброта?». А сейчас давайте с вами поприветствуем друг друга.
Психолог: Молодцы!
- Плохо быть одному и без друзей, с друзьями всегда веселей и интересней, а чтобы друзья хотели быть рядом, нужно уметь дружить и уважать друг друга.
Упражнение 1: «Привет»
Дети стоят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит: «Здравствуйте (привет), я рада вас всех видеть. Меня зовут…Я люблю…Я умею…
Игра «Подари другу улыбку»
Цель: Помочь детям снять напряженность.
Ход упражнения: Стоя в кругу, проводится игра «Подари другу улыбку»
Дети по очереди улыбаются и говорят друг другу: « Али, я дарю тебе свою улыбку»
По окончании игры дети садятся на свои места.
Психолог: Молодцы! Ребята сейчас мы с вами превратимся в художников и напишем портрет наших друзей, а для этого мы проведем упражнение: «Художник».
Упражнение 2: «Художник»
Цель: Развитие образного мышления.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу. Каждый ребенок играет роль художника. Внимательно рассматривают друг друга. Затем один ребенок отворачивается и дает словесный портрет товарища. Все дети по очереди рассказывают друг о друге.
Упражнение 4. Психогимнастика (15-20 мин)
Цель: эмоциональное и телесное раскрепощение, дальнейшее знакомство. Игра «Один лишний». Один член группы в кругу задает, например: «Кто любит розы?». Те, кто их любит, встают и бегают до команды «стоп». Затем садятся на свободные места, тот, кто остался, становится ведущим и т.д.
Упражнение: «Из какой сказки эти слова?»
Психолог: читает отрывки из сказок, дети отгадывают, из какой сказки эти слова.
Инструкция послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
1.   … «Стали они впятером жить. Вот они все  живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь …, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…» (Теремок)
2.   «...Выросла сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед … рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.» (Репка)
3.  … «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.» (3 медведя)
4.  … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)
5. …«Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.» (Колобок)
6. ... «Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди).

Упражнение 3: «Загадки про зверей»
Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаки животных. Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать.
Ход упражнения: 
Инструкция послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
Его обижают и звери, и птицы, он каждого кустика в поле боится. Зимою под елкой он так замерзает, что летом шубейку свою не снимает. (заяц)
Стройный, быстрый, рога ветвистые, носится весь день. Кто это? (олень)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. (еж)
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает (корова)
С людьми дружит, дом сторожит (собака)
У него 4 лапки, лапки – коготки – царапки, пара чутких ушей, он гроза для мышей (кот)
Я в деревне на дворе просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку» я кричу, разбудить ребят хочу (петух)
Упражнение 4: «Волшебные слова» Физминутка.
Инструкция. А сейчас давайте поиграем все вместе. Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово:
Встаньте, пожалуйста. +
Поднимите руки. -
Будьте добры, похлопайте в ладоши. +
Потопайте. -
Попрыгайте, пожалуйста. +
Будьте любезны, руки вперёд. +
Опустите руки, пожалуйста. +
Будьте добры, наклоните голову вперёд. +
Наклоните назад, пожалуйста. +
Влево. -
Вправо. -
Будьте любезны, садитесь. +
Упражнение 5: «Сказка про маленькое Облачко»
Для детей 5-10 лет.
Цель рассматривает проблему: 
Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.
Далеко-далеко, за морями и горами, в царстве Неба (по соседству с Солнцем и Луной) жил маленький ребенок – Облачко, которого звали Пуфик. Он был очень веселым и беззаботным. Пуфик любил гулять по небу вместе со своей доброй и мягкой мамой – Кучевой Тучкой и сильным большим папой Громом, которые его очень любили. Часто втроем они катались по всему небу и любовались сказочной природой.
Однажды Пуфик полетел гулять без родителей. Ему было весело и радостно смотреть сверху вниз на таких же маленьких детей, как он сам. Они смеялись и радовались хорошей солнечной погоде. Но неожиданно Пуфику стало грустно. Ему захотелось вместе с ними беззаботно радоваться солнышку, ловить солнечных зайчиков, бегать и играть в прятки. И он решил подойти, чтобы познакомиться с ними.
— Здравствуйте, меня зовут Пуфик, я живу на небе. Давайте играть вместе. Мне хотелось бы с вами дружить.
— А что ты можешь? – спросили дети.
— Я не знаю,- растерянно произнесло Облачко.
— Ты можешь играть в салки? – спросили дети.
— Нет, не могу,- ответило Облачко.
— А в мячик?
— В мячик? – переспросило Облачко.- Ой, тоже не могу, у меня нет рук, как у вас.
— А во что же ты будешь с нами играть? – недоуменно спросили дети.- Ты же ни во что не умеешь играть. Нет,- сказали дети,- мы не будем с тобой дружить. Ты нехороший, ты загораживаешь нам солнце. Ты не такой, как мы, и не сможешь с нами играть. Уходи, мы не будем с тобой дружить,- еще раз повторили дети.
И Облачко улетело. Ему было очень плохо. Оно чувствовало себя никому не нужным и покинутым.
— Меня никто не любит,- сквозь слезы всхлипывало оно.- Со мной никто не хочет играть, я ничего не умею. Почему я не такой, как эти дети?
Ему захотелось улететь далеко-далеко, чтобы его никто не видел.
— Если меня никто не любит, тогда зачем я здесь нужен, зачем мне жить,- думал маленький Пуфик.
— И родители меня, наверное, тоже не любят, они меня просто жалеют, потому что я ничего не умею, у меня ничего не получается.
Так облачко долго плыло по небу, пока не прилетело в пустыню, где ему настолько стало горько, что оно расплакалось еще сильнее, и его маленькие слезинки, горько падая на землю, образовали красивое синее озеро. А облачко все плакало и плакало, пока не услышало голоса животных и птиц, растений и деревьев. Эти голоса, доносившиеся с земли, благодарили его за то, что оно утолило их жажду и наполнило их новой жизнью.
И в этот момент маленькое беспомощное облачко с красивым и нежным именем Пуфик поняло, что оно тоже что-то умеет, что-то значит в этой жизни и может дарить радость окружающим. А главное – оно поняло, что любит все, что его окружает, и почувствовало, что и он кому-то очень нужен, его любят, ждут, на него надеются.
От всего этого ему вдруг стало очень весело и легко. Все звери и птицы стали восхвалять маленькое Облачко:
— Да здравствует Облачко! – кричали они.-Ты самое лучшее Облачко на свете! Ты такое красивое, легкое и пушистое, мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты стало нашим другом!
Пуфик был счастлив! Он вновь полетел на свою полянку, где резвились дети, которые его так обидели. Но он на них уже не обижался, так как многое понял. Светило солнышко, было очень жарко и всем хотелось летней прохлады. Тогда Пуфик решил порадовать всех и пролил на землю летний ласковый дождик. Дети в восторге запрыгали по лужам и протянули ручки к Небу. И тут они увидели на Небе то самое маленькое Облачко, которое доставило им такую радость.
— Милое Облачко,- закричали они.- Не уходи, давай поиграем с тобой в прятки. Давай мы будем с тобой дружить!’
Для маленького Пуфика это было самой большой наградой за его труды. Он понял, что надо только постараться – и тогда обязательно найдешь много хороших друзей.
Светило солнышко, была прекрасная погода, по Небу весело плыло маленькое белое пушистое облачко, а внизу по травке бежали дети, пытаясь догнать своего нового друга. Они долго кружили в хороводе и пели Пуфику свои любимые песни.
 Обсуждение:
Почему Пуфик думал, что его никто не любит?
От чего стало Пуфику весело и легко? Что он понял?
С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?
Психолог
- наша с вами встреча подошла к концу. Мне очень понравилась наша встреча. А сейчас давайте возьмемся за руки и скажем вместе: «До свидания!».