Использование блок-схем на уроках физики


Использование блок-схем на уроках физики как средство формирования устойчивого интереса к предмету Из опыта работы учителя физики санаторной школы-интерната «Созвездие» Хвощевой Е.М. В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ПОСТЕПЕННОЕ СНИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИКЕТакое явление в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. В чем причина подобного отношения к предмету? Анализируя результаты работы в разных классах, анкетные данные по этой проблеме, я нашла ответ на вопрос – причиной всему слабая заинтересованность учащихся в необходимости изучения предмета, т.е. неправильная мотивация. В систему моей работы по развитию мотивации учащихся на уроках физики входят такие методы и приемы, способствующие развитию у учащихся логического мышления, активности, самостоятельности, как:проблемно-исследовательскиеобъяснительно-наглядныенаучно-репродуктивныеи другие. Средства, реализующие перечисленные методы Структурно-логические (блок-схема, сводные таблицы, план-конспект, алгоритмы)Наглядно-иллюстративные (схема, рисунок, видеоматериал, компьютерные модели)Комплексно-психологические (аудио- и видеотехника, тесты, карточки-задания) Блок-схема – графическое представление основных положений новой темы, отражающее внутреннюю взаимосвязь между уже изученным материалом и новым, известными фактами и неизвестными. Последовательность заполнения схемы Блок 1Постановка вопроса или проблемы, опирающейся на эксперимент, личный опыт учащихся, известный материал.При этом используются определенные шаблоны:ИзвестноИз опытаИз наблюдений Блок 2Введение определений, формул и других теоретических положений, способствующих решению проблемы или ответу на вопрос.Используется шаблон:Чтобы…, надо знать: Блок 3Содержит информацию о дополнениях, следствиях к материалу 2 блока.Могут использоваться шаблоны:Из… следуетИз… можно получить Блок 4Содержит информацию об использовании, применении в жизни, быту, технике.Примеры изучаемого явления. Если такая работа проводится не эпизодически, а постоянно, то она ориентирует учащихся на более детальное , осмысленное восприятие нового материала. В перспективе Создание блок-схем самими учащимися.Это возможно при повторении или закреплении темы.Такую работу можно предлагать учащимся, которые хорошо освоили принципы построения блок-схемы.