Конспект урока Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными


Урок русского языка во 2 классе
"Правописание слов с мягким знаком на конце
и перед другими согласными" Бабакова Ирина Викторовна, учитель начальных классов
МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Новоусманского муниципального района Воронежской области

Цель: формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Задачи:
образовательные:
тренировать учащихся в написании слов с мягким знаком на конце и в середине;
учить определить роль мягкого знака в слове;
развивающие:
развивать память, логическое мышление, внимание;
воспитательные:
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год, карточки для задания «Кластер», карточки с заданиями для работы в группах; презентация; таблички «Правила переноса», «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине"; компьютерное сопровождение урока.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой. Слайд 2
Пусть моя голова проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть мои руки станут послушными,
И тогда я всё буду делать красиво.
II. Минутка чистописания. Слайд 3

III. Актуализация знаний
1. Устный опрос
-Какую большую тему мы изучаем? (Согласные звуки)
-Какими могут быть согласные звуки? (глухими и звонкими, твёрдыми и мягкими)
2. Индивидуальное задание «Кластер». Два ученика работают у доски, распределяют в две группы буквы, обозначающие твёрдость и мягкость предыдущего согласного звука. Проверка выполнения (Слайды 4-5)

3. Фронтальная работа. Назовите слова по степени убывания в них согласных звуков:
Сыр, спорт, ива, край. (Слайд 6)
IV. Определение темы урока, целеполагание.
-Сегодня на уроке мы повторим изученное о согласных звуках, потренируемся правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова, подготовимся к предстоящим проверочным работам.
V. Работа по теме урока
1. Распределительный диктант.
- Я буду диктовать слова, а вы должны распределить их в 2 столбика: с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине слова.
Пальто, тетрадь, кольцо, зверьки, капель, декабрь, девочка, снегирь, коньки.
Ребята работают самостоятельно, 2 ученика выполняют задание у доски.
Взаимопроверка. Слайды 7-8
-Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Какое слово лишнее? (девочка)
-Каким правилом нужно было руководствоваться, чтобы не допустить ошибок?
(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком).
-Ребята, кто сумел выполнить задание без ошибок? Молодцы.
-Кто допустил 1 ошибку?
-Какой вывод нужно сделать тем, кто допустил 2 ошибки и более? (быть внимательнее, повторить правило)
2. Деление слов для переноса.
- Уже записанные нами слова поделим для переноса. Слова в 1 столбике делит для переноса один ученик, во 2 столбике - второй.
-Вспомните правила переноса слов с мягким знаком в середине. Слайд 9

VI. Физминутка
Игра «Топай-хлопай». Учитель называет слова. Если слово начинается с мягкого согласного - дети хлопают в ладоши, если с твёрдого - топают один раз.Ветер, сорока, тетрадь, рисунок, корова, воробей, часы, картина, облако, земля, берёза, заяц.(Слово «облако» должно заставить детей задуматься. Оно начинается с гласного звука, поэтому ни топать, ни хлопать не нужно).VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Самостоятельная работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 126, найдите упражнение 206. Прочитайте задание. (Подберите к каждому слову однокоренное, запишите слова парами. Разделите слова для переноса). Выполните задание самостоятельно.
Проверка выполнения. Комментирование.
2. Словарная работа
– В упражнении встретилось новое словарное слово - мебель. Что оно обозначает?
( Работа с толковым словарём). Слайд 10
Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните «опасные» места. Посчитаем количество букв и звуков.
– Где встретился мягкий знак?
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько звуков в этом слове?
– Почему букв больше, чем звуков? (ь знак звука не обозначает)
6. Работа в группах
Каждая группа получает карточки, на которых записаны предложения. Задание: выберите только те предложения, которые характеризуют мягкий знак.
1. Не обозначает звука.
2. Смягчает последующий согласный.
3. Не имеет заглавной буквы.
4. Может стоять в начале, середине и конце слова.
5. Имеет заглавную и строчную букву.
6. Не может стоять в начале слова.
7. Обозначает согласный звук.
8. Смягчает предыдущий согласный.
9. Может находиться в середине или в конце слова.
Старший каждой в группе называет номера предложений, которые выбрали дети. (Правильный ответ: 1, 3,6, 8, 9).
-Одинаковые получились цифры или нет? Каждая группа зачитывает одно из выбранных предложений, доказывает, действительно ли это предложение характеризует мягкий знак. Слайды 11-12
VIII. Домашнее задание
Дети получают индивидуальные задания на карточках.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Что мы должны запомнить о мягком знаке? Когда в словах пишется мягкий знак?
- Продолжите предложения: «Я знаю…», «Я запомнил…», «Я смог…»

– Спасибо всем. Урок закончен.