Конспект урока по обучению грамоте на тему Письмо строчной буквы а


Обучение грамоте
Урок 13
Тема: Письмо строчной буквы А.
Введение работы со звуко-буквенной схемой.
Цели:
1. Создать условия для формирования в памяти обучающихся чёткого зрительно-двигательного образа строчной буквы а, для знакомства обучающихся со звуко-буквенной схемой.
2. Способствовать развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
3. Содействовать формированию умения звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму, развитию речевых умений.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву а на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: проводить анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; выполнять синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; моделирование прописных букв.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрировать осознание роли речи в общении людей; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Сценарий урока:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учитель читает стихотворение
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С.Маршак


- Рассмотрите рисунок Чебурашки. Где спряталась строчная буква «а»?
Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву а, которая нужна для
обозначения гласного звука а.

Повторение звука а, изученного на уроке чтения.
- Придумайте слова, в которых звук а был бы вначале слова. Протяжно произнесите этот звук в контексте слова. (Август, аист, астры.)
- Придумайте слова, в которых звук а был бы в середине слова. (Банка, собака).
- Придумайте слова, в которых звук а был бы в конце слова. (Доска, голова.)
- Обратите внимание на условное обозначение звука а - это строчная печатная буква а в квадратных скобках.
Формирование зрительного образа буквы
Учитель демонстрирует для зрительного восприятия четыре формы буквы а: малой и большой печатной, строчной и заглавной письменной.
Далее учитель конструирует букву а на магнитной доске.
- Назовите элементы, из которых состоит строчная буква а.
Если учащиеся затрудняются выполнить задание, учитель раздвигает элементы и помогает детям назвать их, а затем вновь соединяет.
- Покажите и назовите зрительные элементы на рисунках этой буквы в прописи. (Овал, прямая линия с закруглением внизу вправо.)
- выполните конструирование строчной буквы а.
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
Учитель показывает образец начертания буквы мелом на доске, синхронно объясняет выполняемые движения.
Последовательность начертания строчной буквы а

- Начинаем писать выше нижней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки (1). Поднимаем её вверх (2), закругляем влево, коснувшись верхней линейки (3), опускаем вниз, «закрываем» овал (4) и делаем повтор в нижней части овала (5). Линию повтора продолжаем до верхней строки, отклоняясь вправо (6). Опускаем вниз прямую (7), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её (8).
Краткое описание: слева направо (1), вверх (2), влево (3), вниз (4), вправо (5), вверх, отклоняясь вправо (6), вниз (7), вправо (8). Упражнение в письме буквы под счёт
Учитель иллюстрирует и объясняет на доске технологию начертания буквы под счёт. Учащиеся упражняются в письме буквы под счёт по таблице-самоучителю. (пропись № 2, с.5), при этом учащиеся должны понимать, что те отрезки движения руки, которые имею направление сверху вниз «на себя», пишутся с нажимом на основной счёт (раз-два-три). Все остальные отрезки линий в букве в направлении «от себя» (влево, вправо, вверх) должны производиться при расслабленном состоянии мышц руки под неосновной счёт (и-и-и). В результате учащиеся овладевают умением чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, что является необходимым условием для выработки навыка.

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы а под счёт по прописи № 2 (с.5). также первоклассники упражняются в письме элементов под счёт, выполняя в воздухе «пустые» движения ручкой и чередуя соответственно счёту напряжения и расслабления мышц руки.

На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперёд». На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновение кончиками пальцев).
Письмо учащимися в прописи двигательных элементов и буквы а по алгоритму
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки.
Выполнение речеязыкового задания
- Рассмотрите рисунки. Какая птица здесь изображена? (Аист.)
- Произнесите это слово медленно, выделяя последовательно звуки. На каком месте в слове находится звук а?
- Перекодируйте звук а в слове «аист» в печатную и письменную буквы. (Начало буквы показано точкой со штрихом.)
- Какой фрукт изображён на другом рисунке? (Айва.)
- Произнесите слово «айва». Соотнесите слово с заданной схемой слова.
- На каком месте в слове «айва» отмечен звук а?
- Запишите печатную и письменную буквы а.
- Составьте предложение об аисте.
Учащиеся моделирую предложение при помощи картонных шаблонов.
Рисование узора-бордюра
Учащиеся упражняются в начертании овала и на его основе рисуют ягоду. Линию с закруглением завершают рисунком цветка.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Что нового узнали?
- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?